Атомный ледокол «Арктика», головное судно проекта 22220 «Арктика», выйдет на ходовые испытания в аварийном режиме с использованием одних только дизельных двигателей; реакторы в движении задействованы не будут. Об этом, как сообщает Mil.Press FlotProm, заявил генеральный директор «Балтийского завода» Алексей Кадилов. По его словам, это будет сделано ради перестраховки.
Ледокол проекта 22220 относится к классу ЛК-60Я (ЛедоКол мощностью 60 мегаватт с Ядерной установкой). Ледоколы типа «Арктика», как ожидается, будут работать в Баренцевом, Печорском и Карском морях и на мелководных участках устья Енисея в районе Обской губы.
Водоизмещение «Арктики» составляет 33,5 тысячи тонн при длине 173,3 метра, ширине 34 метра и высоте 15,2 метра. Судно выполнено двухосадочным с минимальной осадкой 8,55 метра и максимальной — 10,5 метра. При глубокой осадке судно сможет проламывать толстые океанские льды, а при мелкой — проводить корабли по замерзшим руслам рек. Ледокол сможет развивать скорость до 22 узлов по чистой воде.
Ледокол «Арктика» оснащен двумя реакторами РИТМ-200 мощностью 175 мегаватт каждый. Реакторы созданы по интегральной схеме, при которой 4 парогенератора размещены в корпусе активной зоны. Такое решение позволило уменьшить размеры реакторов и снизить риск утечки из первого контура. Мощность ледокола «Арктика» на валах составляет 60 мегаватт — каждый из реакторов обеспечивает по 30 мегаватт.
Помимо реакторов судно оснащено дизельными силовыми установками. Они должны обеспечивать ледокол энергией и вращать движители в случае неисправности реакторов. По словам Кадилова, ходовые испытания «Арктика» начнет на дизельных двигателях, потому что в ходе строительства ледокола «переделок было большое количество».
Согласно новым планам, судно будет проходить испытания с задействованными реакторами после прохождения заводских ходовых испытаний. Запуск реакторов на ледоколе «Арктика» был произведен в начале октября 2019 года. Специалисты вывели реакторы на минимальную мощность.
К настоящему времени готовность «Арктики» составляет 95 процентов. Ожидается, что судно будет передано госкорпорации «Росатом» до конца 2020 года. Кроме «Арктики» для госкорпорации построят еще четыре ледокола проекта 22220, два из которых — «Сибирь» и «Урал» — уже спущены на воду.
Василий Сычёв