Ногохвостки возрастом 16 миллионов лет прокатились на муравье и термите

Крошечные членистоногие ногохвостки, жившие 16 миллионов лет назад, путешествовали на попутных муравьях или термитах, сообщается в BMC Evolutionary Biology. Это стало понятно палеонтологам, которые нашли и описали янтарь с включениями. В янтаре оказались муравей, термит и 25 ногохвосток, часть из которых уже прицепилась к насекомым, а часть, по-видимому, двигалась по направлению к ним.

Коллемболами, или ногохвостками, называют маленьких членистоногих (их длина обычно не превышает шести миллиметров), обитающих в верхних слоях почвы на всех континентах без исключения. Их подразделяют на три отряда. У ногохвосток из отряда Symphypleona тельце почти круглой формы. У самцов Symphypleona особое строение усиков, которые они используют, в том числе, при ухаживании и спаривании. Они очень длинные и ногохвостки могут ими за что-то цепляться. Некоторые коллемболы являются форонтами, то есть используют более крупных крылатых членистоногих как транспорт и переезжают вместе с ними на довольно большие расстояния.

Коллемболы существовали еще в начале девонского периода (он продолжался в течение 61 миллиона лет, 420-359 миллионов лет назад). Как показывают окаменелости, путешествовать на попутных членистоногих они стали как минимум 44 миллиона лет назад. Об этом свидетельствует балтийский янтарь эпохи эоцена с остатками ногохвостки, которая прицепилась к ножкам узконадкрылки — насекомого из отряда жесткокрылых.

Американские и французские палеонтологи во главе с Филлипом Барденом (Phillip Barden) из Технологического института Нью-Джерси описали еще один случай форезии у древних ногохвосток. В куске доминиканского янтаря, образовавшегося 16 миллионов лет назад, сохранились остатки 25 коллембол из отряда Symphypleona неизвестного вида, муравей и термит (у цариц и самцов этих общественных насекомых есть крылья). Часть из них находилась на ножках, крыльях и усиках насекомых, часть — рядом с ними. Три ногохвостки прицепились к насекомым с помощью усиков, и по этому признаку исследователи убедились, что это были самцы. Авторы назвали новый вид Electrosminthuridia helibionta.

Исследователи полагают, что ногохвостки Symphypleona могли предпочитать в качестве «попуток» муравьев и термитов, так как те во время брачного полета преодолевают довольно большие расстояния. «У представителей отряда Symphypleona необычное строение по сравнению с другими коллемболами. У них специализированные усики, которые помогают им во время ухаживания и спаривания», — замечает Филлип Барден. «Возможно, усики в процессе эволюции развились, чтобы хватать ими других насекомых. Как мы видим в данных окаменелостях, ногохвостки с помощью усиков прицепились к крыльям и ножкам муравья и термита. А некоторые крылатые муравьи и термиты перелетают на значительные расстояния, что способствует распространению ногохвосток».

Недавно палеонтологи описали еще одну необычную находку из доминиканского янтаря возрастом 30 миллионов лет. Это была микроскопическая «плесневая свинья» — беспозвоночное, внешне похожее на современных тихоходок, но отличавшееся от них анатомически.

Родственники приматов заселили арктический остров в раннем эоцене