Американские ученые выяснили, что у разных народов определенные песни схожи между собой по трем основным параметрам (формальности, религиозности и тому, вызывают ли они какие-то эмоции), которые, в свою очередь, зависят от объективных характеристик звучания — например, высоты звука и темпа мелодии. Для этого они собрали и проанализировали данные о колыбельных, целительных, танцевальных и любовных песнях 86 различных культур. В музыке как в языке, поэтому, есть универсальная структура, единая для разных культур, пишут исследователи в журнале Science.
В зависимости от культуры музыка может звучать по-разному. Во многом это, разумеется, зависит от инструментов, которые в культуре используются и распространены, а также их контекста — то есть того, для чего песня записана и исполняется: это могут быть, например, военные, колыбельные или погребальные песни. При этом, в зависимости от контекста, в музыке все же можно проследить некоторую схожесть мотивов: например, колыбельные песни должны быть успокаивающими, не очень громкими и легкими — иначе свою задачу они не выполнят.
Такая схожесть вполне объяснима: в первую очередь музыка призвана вызывать определенные эмоции. Эмоции, в свою очередь, пусть и проявляются по-разному в зависимости от культуры, все же очень схожи в своей психической основе. Из-за этого можно сделать предположение, что музыка — культурно универсальна (хотя бы по некоторым ее аспектам), но эта идея, пусть и неоднократно высказанная, до сих пор эмпирически не проверена.
Исправить это решили ученые под руководством Сэмюэла Мера (Samuel Mehr) из Гарвардского университета. Они проанализировали этнографический корпус с документами, описывающими жизнь представителей 315 культур и обнаружили, что слова вроде «музыка» и «петь» есть, по-видимому, у каждой культуры, что означает, что музыка существует во всех обществах (по крайней мере, в значимой их части).
Далее ученые собрали два датасета в рамках своего проекта Natural History of Songs. Первый датасет — это дискография, состоящая из 118 песен авторства 86 культур, проживающих в 30 разных географических регионах: ученые сосредоточились на танцевальных, целительных и колыбельных песнях, а также песнях о любви. Для каждой композиции была доступна информация о физических параметрах звука и особенностях строения (например, высота звука и основные используемые интервалы), а также оценка мелодии, данная профессиональным музыкантом и несколькими слушателями.
Второй датасет — это большой этнографический корпус, содержащий информацию о музыке 60 культур 30 разных географических регионов. В корпусе содержатся более пяти тысяч аннотированных антропологических и этномузыкологических текстов о музыке, из которых две тысячи — переведенные на английский тексты песен, а остальное — описание исполнения песен и ее анализ.
С помощью метода главных компонент информацию и каждой песне разбили по нескольким параметрам, из которых тремя самыми значимыми (вместе они объясняют 26,6 процента различий в композициях) оказались способность к пробуждению в слушателе эмоций, религиозность и формальность. По этим трем параметрам можно было охарактеризовать все упомянутые в корпусе композиции каждой культуры, распределив их в трехмерном пространстве.
Песни из каждых групп по-своему отличались по трем этим признакам: например, целительные песни более религиозны и формальны, а вот колыбельные отличаются меньшей эмоциональностью. Различия по трем этим признакам наблюдались больше внутри культур (то есть между песнями одной культуры), чем между культурами, что говорит о том, что песни, используемые в определенных контекстах культурно универсальны своим психологическим наполнением.
Интересно так же, что слушатели, которые давали оценки песням, хорошо угадывали, в каком контексте она исполняется — что также указывает на то, что музыка универсальна и в первую очередь, скорее всего, универсальна эмоциональной составляющей. В свою очередь, объективные характеристики звучания (высота звука и темп) также предсказывают контекст, в котором музыка исполняется (то есть выбранные для анализа группы мелодий).
По-видимому, универсальность музыка как языка в действительности объясняется оказываемым ею психологическим эффектом, а точнее — восприятием звука и тем, какую эмоцию выбранные для него параметры должны вызывать.
Собранные датасеты находятся в открытом доступе на официальном сайте проекта. Также оба датасета доступны в форме интерактивных графиков, на которых собранную музыку даже можно послушать. Кроме того, также можно пройти тест на определение контекста использованной в работе музыки (он доступен тут).
Культурно-обусловленными в музыке могут быть не только использования определенных инструментов и мелодий, но и более фундаментальные понятия — например, октава. Недавно ученые выяснили, что индейцы цимане, проживающие в Боливии, не могут повторить музыкальный интервал в одну октаву, хотя разницу между звуками разной высоты хорошо чувствуют.
Елизавета Ивтушок
Детям предложили поиграть во врачей
Дети, которые во время взятия крови из вены пользовались VR-гарнитурой, испытывают меньше болевых ощущений и тревоги, чем дети, которым кровь берут традиционным способом. Кроме того, как сообщается в журнале JAMA Network Open, сама манипуляция при использовании виртуальной реальности проходит быстрее.