Астрономам впервые удалось поймать от гамма-всплесков фотоны, энергия которых относится к диапазону сверхвысоких энергий — от сотни гигаэлектронвольт до сотни тераэлектронвольт. Измеренная энергия частиц света не рекордна для астрономических источников, но подтверждает правильность одной из моделей генерации излучения в гамма-всплесках. Результаты опубликованы в серии статей в Nature (1, 2, 3).
Гамма-всплески — это самые мощные вспышечные события во Вселенной. В течение одной секунды такого процесса может выделиться столько же энергии, сколько излучит Солнце за всю свою жизнь. Гамма-всплески получили название благодаря высокой яркости в наиболее жестком диапазоне электромагнитных волн, гамма-излучении, но они наблюдаются и на многих других длинах волн.
Основной проблемой исследования гамма-всплесков является кратковременность их яркой фазы, из-за чего данные собираются в первую очередь в самом гамма-диапазоне, в котором приборы обладают невысоким угловым и энергетическим разрешением. В связи с этим долгое время не удается окончательно подтвердить давно предложенную теорию их образования. Согласно ей, это излучение образуется при слиянии нейтронных звезд или коллапсе ядра обычной крупной звезды, в результате чего возникает узкий джет, в котором вещество движется с околосветовой скоростью.
Излучение гамма-всплесков обычно можно разделить на две части: более яркую короткую, длительностью в десятки секунд, и намного более продолжительное послесвечение, возникающее, как считается, при взаимодействии выброшенного на первых стадиях вещества с окружающей средой. Обычно большая часть энергии приходится на фотоны гамма-диапазона с энергией от килоэлектронвольт до сотен мегаэлектронвольт. Также в нескольких случаях космические телескопы наблюдали фотоны с энергией в десятки гигаэлектронвольт, но механизм их излучения оставался невыясненным.
В серии новых работ говорится о наблюдениях двух гамма-всплесков GRB 190114C и GRB 180720B, от которых удалось зарегистрировать рекордные для данных источников фотоны с энергиями около тераэлектронвольта. Особенностью проведенных наблюдений также является то, что частицы экстремальной энергии были пойманы в фазе послесвечения, а не во время более яркой первой, что лучше объясняется конкретной теоретической моделью.
Всплеск GRB 190114C наблюдался на черенковском телескопе MAGIC и других наземных обсерваториях. Самые высокоэнергетические частицы начали приходить спустя минуту после начала вспышки и продолжали появляться в течение 20 минут, причем их поток быстро уменьшался. GRB 180720B был замечен другим черенковским телескопом HESS. Хотя в этом случае максимальные энергии составляли всего около сотни гигаэлектронвольт, но соответствующие фотоны наблюдались спустя 10 часов после начала события, что само по себе исключительное и важное обстоятельство.
Обработка всех полученных данных позволила выяснить, что энергетический спектр излучения на стадии послесвечения обладает двумя максимумами со сравнимым пиковым потоком. Предсказание о такой форме спектра было сделано ранее в модели обратного комптоновского рассеяния синхротронных фотонов на высокоэнергетических электронах, излучивших эти частицы ранее.
До данных наблюдений этот механизм был подтвержден в случае джетов блазаров и ожидался для гамма-всплесков, но убедительных доказательств не было. При этом альтернативные предположения, такие как синхротронное излучение электронов или протонов экстремально высоких энергий, намного хуже объясняет полученные результаты.
Ранее астрономам удалось впервые определить источник фотонов с энергией выше 100 тераэлектронвольт, объяснить особенности кривых блеска гамма-всплесков сверхсветовым движением, а также впервые измерить поляризацию радиоизлучения такой вспышки.
Его нашли в Сахаре в 2020 году
Планетологи определили, что изотоп 26Al был неоднородно пространственно распределен в ранней Солнечной системе и определять возраст метеоритов только 26Al—26Mg методом необходимо с осторожностью. Такой вывод был сделан в ходе анализа метеорита EC 002, найденного в Сахаре в 2020 году. Статья опубликована в журнале Nature Communications. Считается, что радиоактивный изотоп алюминия 26Al (период полураспада 0,705 миллиона лет), возникающий при взрыве сверхновых, играет важную роль в процессах планетообразования. Тепло, выделяемое при его распаде, обеспечивало нагрев недр планетезималей, протопланет и астероидов в ранней Солнечной системе, что необходимо для протекания процессов метаморфизма, кроме того, он мог способствовать образованию химических соединений. Цепочка распада 26Al—26Mg также может использоваться для радиоизотопного датирования вещества метеоритов или малых тел, его обнаруживали в хондрах, ахондритах и включениях, богатых кальцием и алюминием (CAI), которые считаются одними из первых объектов, образовавшихся в Солнечной системе. Однако для правильной интерпретации данных измерений в космохимических исследованиях необходимо понимать степень равномерности распределения 26Al и других короткоживущих радионуклидов в ранней Солнечной системе. Группа планетологов во главе с Евгением Крестьяниновым (Evgenii Krestianinov) из Австралийского национального университета опубликовала результаты исследования вещества метеорита Erg Chech 002 (или EC 002) и радиоизотопного датирования его возраста при помощи свинец-свинцового (207Pb—206Pb) метода и его сравнения с данными по содержанию элементов цепочки 26Al—26Mg. Ученых интересовала оценка распределения 26Al в ранней Солнечной системе. EC 002 относится к андезитовым ахондритам и был обнаружен в Сахаре в 2020 году, предыдущие исследования показали, что это самая древняя из известных магматических пород в Солнечной системе, представляющая собой фрагмент коры протопланеты. Измеренный свинец-свинцовым методом возраст фракций пироксена, цельных пород и плагиоклаза в составе метеорита составил 4565,56±0,12 миллионов лет, эта временная отметка может однозначно интерпретироваться как время кристаллизации расплава. Измеренное соотношение содержания 26Al/ 27Al в EC 002 больше, чем в ангритах Д’Орбиньи и Sahara 99555, в 3-4 раза, таким образом, 26Al был неоднородно распределен среди зон образования родительских астероидов ахондритов во внутренней части протосолнечной туманности или протосолнечного диска, куда попадал из межзвездной среды. Это, в свою очередь, требует пересмотра относительных возрастов образцов метеоритов, определенных только при помощи цепочки 26Al—26Mg. Ранее мы рассказывали о том, как геохимики впервые нашли в метеорите вещество сверхновой типа Ia.