Астрономы обнаружили уникальный орбитальный резонанс спутников Нептуна

Астрономы выяснили, что два внутренних спутника Нептуна Наяда и Таласса находятся в орбитальном резонансе 73:69, что является уникальным случаем для спутников планет. Такой резонанс означает, что для наблюдателя, находящегося на Талассе, движение Наяды в небе будет иметь крайне необычный, зигзагообразный вид. Препринт работы опубликован на сайте arXiv.org, кратко о ней рассказывается на сайте NASA.

Система Нептуна состоит из 14 тел: семи регулярных внутренних спутников, которые образовались из материала околопланетного диска, а также нерегулярных внешних спутников, в число которых входит крупнейший спутник Нептуна Тритон, который, как считается, прибыл из пояса Койпера и был захвачен гравитацией Нептуна, причем это событие сильно повлияло на орбиты всех спутников и увеличило число столкновений между ними, что приводило к их разрушению.

Все существующие на данный момент регулярные спутники имеют почти круговые орбиты, большие полуоси которых имеют длину от 48 до 118 тысяч километров, а вся система вписывается в область с радиусом в треть расстояния от Земли до Луны. Самый дальний спутник Нептуна Несо находится на расстоянии 74 миллиона километров от планеты и совершает один оборот вокруг нее за 27 лет.

В работе группа астрономов во главе с Мариной Брозович (Marina Brozovic) сообщает о результатах анализа астрометрических данных, полученных в период с 1981 по 2016 года в ходе наблюдений за системой Нептуна при помощи наземных обсерваторий, зонда «Вояджер-2», а также космического телескопа «Хаббл». Целью анализа было уточнение параметров орбит спутников и характеристик их движения.

Оказалось, что обнаруженный в этом году 14 спутник Нептуна Гиппокамп находится почти в орбитальном резонансе 13:11 со спутником Протеем. Это означает, что за время, которое необходимо Протею для совершения 11 оборотов вокруг Нептуна, Гиппокамп успевает сделать 13 оборотов вокруг ледяного гиганта.

Гораздо более интересный результат был получен для двух близких к Нептуну спутников — Наяды и Талассы. Выяснилось, что они находятся в уникальном для спутников планет орбитальном резонансе четвертого порядка 73:69. Наяда совершает один оборот вокруг Нептуна за семь часов, в то время как Таласса — за 7,5 часов, расстояние между орбитами спутников составляет 1850 километров. Для наблюдателя, находящегося на Талассе, движение Наяды в небе будет иметь крайне необычный, зигзагообразный характер. Теперь ученые намерены получить новые астрометрические данные для всех спутников, чтобы уточнить их массы и параметры орбит.

Ранее мы рассказывали об обнаружении первого кандидата в экзолуны. Он вращается вокруг планеты в 4000 световых лет от Земли и по размерам сопоставим с Нептуном.

Метеорит указал на неравномерное распределение изотопа алюминия в ранней Солнечной системе