Размер первой потенциальной экзолуны сравнили с Нептуном

Кандидат в первые экзолуны, обнаруженный этим летом у планеты Kepler-1625 b, по размерам может быть сопоставим с Нептуном. Такое предположение высказал астроном Рене Хеллер после изучения результатов наблюдений телескопа «Кеплер». Препринт статьи доступен на сайте ArXiv.org.

3 октября 2018 года статья об этой экзолуне была опубликована в журнале Science Advances учеными из Колумбийского университета (США).

С запуском телескопа «Кеплер» удалось обнаружить более двух тысяч далеких экзопланет. При этом астрономы долгое время не могли «поймать» следы их возможных спутников, что связано с нехваткой чувствительности современных телескопов. Кандидат в первые экзолуны был найден только летом 2017 года. Он вращается вокруг планеты Kepler-1625 b примерно в 4000 световых годах от Земли. Сигнал спутника был зарегистрирован во время трех транзитов Kepler-1625 b по диску материнской звезды — это небольшая статистика, и поэтому астрономы до сих пор не могут однозначно сказать, является ли этот объект первой известной человечеству экзолуной.

Астроном Рене Хеллер использовал данные «Кеплера» для того, чтобы оценить размер экзопланеты и луны, получившей название Kepler-1625 b-i. Так как информации, полученной телескопом, слишком мало, то расчеты получились весьма приблизительны. Планета, по мнению Хеллера, может быть газовым гигантом наподобие нашего Сатурна, или вообще оказаться коричневым карликом с массой около 75 масс Юпитера. Ее спутник гораздо более экзотичен — подобные ему луны не встречаются в Солнечной системе. Небесное тело, вероятнее всего, похоже на наш Нептун — планету, которая в 17 раз тяжелее нашей. При этом Хеллер не отвергает и другие возможности — например, что экзолуна представляет собой раздутого газового гиганта с массой, как у Земли, или же это гигантское каменистое тело, покрытое океанами.

Современные теории не могут объяснить, как планета Kepler-1625 b могла получить такой спутник. Считается, что столкновение Земли с гипотетической планетой Теей привело к образованию Луны — она сформировалась из выброшенных на орбиту обломков. Однако такой механизм не подходит для Kepler-1625 b-i, так как потребовалось бы слишком большое количество вещества. С другой стороны, возможен приливной захват спутника — аналогичным образом Нептун получил свою луну Тритон. Осенью, когда будут проведены дополнительные наблюдения с помощью «Хаббла», астрономы смогут лучше понять историю потенциальной экзолуны, а также подтвердить (или опровергнуть) ее существование.

Благодаря «Кеплеру» удалось сделать множество интересных открытий. Ученые смогли увидеть начало вспышки сверхновой, падение яркости необычной звезды Табби, а также пятна на звездах в скоплении Плеяд.

Выбросы плазмы связали с переключением уровней активности переходных миллисекундных пульсаров