Шведы объяснили механизм защиты человеческой кожи от золотистого стафилококка

Шведские ученые выяснили, каким образом кожа человека может противостоять проникновению в организм золотистого стафилококка. Оказалось, что клетки нижних слоев кожи выделяют провоспалительный цитокин, который привлекает иммунные клетки. Это объясняет, почему смертельно опасный супермикроб может время от времени селиться на коже людей без вреда для их здоровья. Исследование опубликовано в журнале Cell Reports.

Золотистый стафилококк, устойчивый к метициллину (MRSA), входит в десятку самых опасных для человечества микробов по оценкам ВОЗ. Он же ответственен за три четверти воспалений кожи и мягких тканей, а заражение им нередко приводит к гибели пациентов. Тем удивительнее, что примерно у каждого пятого человека золотистый стафилококк входит в число постоянных обитателей носовой полости. А судя по наличию антител к нему в крови, практически каждый из нас рано или поздно сталкивался с этим микробом.

Судя по всему, у человека есть какой-то механизм борьбы с опасной бактерией. Анетт Шульц (Anette Schulz) из Каролинского института и ее коллеги предположили, что защитой от стафилококка может служить человеческая кожа. Чтобы проверить, как именно происходит колонизация кожи бактерией, исследователи пересадили участки здоровой человеческой кожи иммунодефицитным мышам, и после этого поселили на нее золотистый стафилококк.

Ученые обнаружили, что в течение первых пяти дней после подселения бактерия успешно размножается на поверхности кожи, но к десятому дню практически полностью исчезает. Ни в какой момент времени стафилококк не проникал во внутренние слои кожи, каждый раз его обнаруживали только на поверхности наружного рогового слоя. Этот эффект воспроизводился для разных доноров кожи — значит, дело не в иммунитете конкретного человека, а в каком-то универсальном механизме.

Исследователи гомогенизировали участки кожи, которая сопротивлялась стафилококку, и обнаружили в ней повышенную концентрацию интерлейкина-8. Это провоспалительный цитокин, который призван привлечь на место инфицирования иммунные клетки, в первую очередь — нейтрофилы. Когда ученые окрасили препараты кожи на характерные маркеры, то действительно увидели нейтрофилы — как в дерме, так и в самом эпидермисе кожи.

Интерлейкин-8 — человеческий цитокин, у мышей есть только его аналог, но его концентрации практически не изменялись даже при заселении кожи стафилококком. Количество других мышиных цитокинов тоже оставалось постоянным. Поэтому исследователи заключили, что основной «сигнал тревоги» поступает именно от клеток человека, то есть от клеток кожи. Когда же ученые заблокировали интерлейкин-8 с помощью антител или вызывали у мышей нейтропению — дефицит нейтрофилов — те перестали сопротивляться инфекции, и число бактерий на поверхности кожи не снизилось со временем.

Таким образом, ученые обнаружили в человеческой коже новый механизм защиты от стафилококка, который не встречается у мышей, но действует только при наличии достаточного количества иммунных клеток в боевой готовности. Тем не менее авторы статьи отмечают, что некоторые штаммы золотистого стафилококка выделяют вещества, токсичные для человеческих нейтрофилов, поэтому настоящая картина битвы иммунитета с супермикробом может оказаться еще сложнее.

Ранее ученые обнаружили мутацию, которая делает людей устойчивыми к золотистому стафилококку. В то же время, продолжается поиск эффективных лекарств: мышей, например, вылечили от инфекции с помощью ретиноидов, а недавно противомикробную активность нашли и у одного противогрибкового средства.