Пыль и граффити спасли птиц от столкновений со стеклянными автобусными остановками

Польские ученые в течение года следили за птичьей смертностью около 81 остановки на территории страны и выяснили, что присутствие пыли и граффити на прозрачных стенках снижает вероятность столкновения. Также столкновения чаще наблюдались в летнее время и преобладали в сельской местности. Использование непрозрачных перегородок и граффити на автобусных остановках может, таким образом, спасти жизнь пернатым, пишут ученые в журнале Landscape & Urban Planning.

Процесс урбанизации негативно сказывается на жизни животных, проживающих в черте города. Яркий пример — сооружения из прозрачного стекла, которые птицы часто не распознают как препятствия, что приводит к столкновениям — зачастую смертельным. При этом о факторах, которые влияют на смертность птиц от таких столкновений, известно достаточно мало: к примеру, считается, что наиболее опасны для пернатых стеклянные высотные здания, но исследования показывают, что более 90 процентов фатальных столкновений происходят из-за низких сооружений (жилых домов с окнами и автобусных остановок с прозрачными стенками). Так как подобные сооружения встречаются и за чертой города (например, в сельской местности), интересно проследить за тем, как темпы урбанизации сказываются на смертности пернатых — например, с помощью полевых наблюдений.

Заняться этим решили орнитологи под руководством Евы Зышк-Горчинской (Ewa Zyśk-Gorczyńska) из Института сохранения природы Польской академии наук. Для этого они в течение года наблюдали за 81 остановкой: 47 из них находились на окраинах крупных городов, а остальные — в сельской местности. Протяженность наблюдаемой территории насчитывала около 180 километров в юго-западной части Польши — от Вроцлава до Валбжиха.

Всего ученые посетили остановки 2467 раз: им удалось зарегистрировать 155 столкновений птиц с поверхностью 40 остановок (для этого ученые осматривали сами остановки и область рядом на предмет перьев и трупов птиц). Ученые обнаруживали останки черных дроздов (Turdus merula), зарянок (Erithacus rubecula), домовых воробьев (Passer domesticus) и других видов птиц.

Анализ данных показал, что чаще всего столкновения птиц с остановками случаются в середине года — летом, когда птиц больше. По этой же причине, отмечают они, больше столкновений наблюдалось в сельской, а не городской местности. Что касается влияния самих остановок на вероятность столкновения, то больше всего случаев наблюдалось у остановок с чистыми, прозрачными стенками, а на остановках с граффити и пылью на стенах — наоборот, меньше всего.

Авторы работы утверждают, что это первая работа, которая количественно оценивает ущерб, наносимый птичьей популяции автобусными остановками. Для того, чтобы обезопасить пернатых, они советуют располагать на стенки остановок опознавательные знаки — например, карты.

Птицы — не единственные животные, жизни которых угрожают прозрачные препятствия. Два года назад ученые показали, что в стекла врезаются и летучие мыши: они не распознают в гладких вертикальных стеклянных поверхностях препятствия, считая их пролетными путями.

Летучие мыши поохотились на мигрирующих насекомых на перевале в Пиренеях