Игрунки научились новому диалекту у соседней популяции

Биологи выяснили, что обезьяны-игрунки могут научиться вокализациям другой популяции своего вида, если будут часто их слышать, рассказывается в PLoS ONE. После того, как группу игрунок несколько недель держали рядом с обезьянами, общавшимися на другом диалекте, обезьяны позаимствовали у них некоторые сигналы.

Ученые неоднократно замечали, что вокализации у птиц одного вида, живущих в разных местах, отличаются друг от друга. Это верно и для некоторых млекопитающих, в том числе и для приматов. Различия можно объяснить генетическими причинами, либо ареалом обитания. Например, уровень шума в разных местах может различаться, животным приходится к нему приспосабливаться и каким-то образом менять сигналы, чтобы слышать друг друга. Вокализации могут изменяться и передаваться из одной популяции в другую с помощью социального научения. Больше того, особи из одной популяции могут научиться у другой не одному сигналу, а диалекту, состоящему из нескольких вокализаций.

Многие виды птиц могут перенимать диалект у особей своего вида, живущих в другом месте. В то же время приматы редко учатся новым вокализациям друг у друга и прямых доказательств того, что социальное научение влияет на диалект той или иной популяции, пока нет. Ивонн Цюрхер (Yvonne Zürcher) из Цюрихского университета и ее коллеги решили проверить, как появляется разница в диалектах у разных популяций приматов, в результате научения или из-за разницы в окружении.

Для этого они провели серию экспериментов с участием обыкновенных игрунок (Callithrix jacchus). Эти маленькие обезьяны обитают в тропических лесах в центре и на востоке Бразилии. Диалекты в популяциях игрунок, живущих как в дикой природе, так и в неволе, различаются, так что за их изменением можно наблюдать. Ученые сосредоточились на трех типах вокализаций игрунок — двух сигналах контакта и сигнале «я нашел еду». Когда обезьяны находятся на близком или удаленном расстоянии друг от друга, они общаются с помощью щебечущих звуков или протяжных звуков «фии» соответственно. Сигнал «я нашел еду» означает, что игрунка нашла что-то вкусное и может им поделиться.

Авторы провели два эксперимента с участием двух популяций живущих в неволе игрунок, чьи диалекты были изучены заранее. Сначала ученые проверяли, меняется ли диалект после изменения среды обитания. Они записали вокализации одной из популяций, состоявшей из 12 животных, переселили ее в другое место и фиксировали сигналы, которые издавали обезьянки сразу после переезда, а затем через 5-7 недель после него. Всего ученые записали 4,3 тысячи вокализаций.

Оказалось, что сразу после переезда в новое место у игрунок поменялась структура сигнала «я нашел еду» (p=0,028). Но в течение 5-6 недель вокализация опять изменилась и стала такой же, какой была до переезда на новое место. Вокализации, с помощью которых обезьяны общались друг с другом на близком и дальнем расстоянии, после переезда не изменились.

Во втором эксперименте ученые поместили четырех игрунок из одной популяции (А) недалеко от популяции с другим диалектом (В). Обезьяны из популяций А и В не видели и не могли физически контактировать друг с другом, но они слышали чужие голоса, и, возможно, запахи, и могли реагировать на неизвестные им сигналы. Авторы записывали вокализации обеих групп игрунок в течение 16 недель и записали 5,9 тысяч вокализаций. Потом они посмотрели, насколько изменились сигналы, которыми обменивались «переселенцы» из группы А. В качестве референтной группы они использовали четырех обезьян из популяции В того же пола и статуса, что и игрунки из группы А.

Ученые выяснили, что сигналы контакта (щебечущие звуки и «фии») у обезьян из группы А со временем стали больше похожи на вокализации особей из популяции В (p=0,006 и p<0,001 соответственно). В то же время сигналы «я нашел еду», наоборот, стали еще меньше напоминать аналогичный сигнал в соседней популяции (p<0,001).

Сейчас игрунковых все чаще используют как модельных животных при изучении нейрональных основ поведения, в том числе вокального. Изучая этих обезьян, исследователи пытаются лучше понять происхождение человеческой речи. Авторы считают, что полученные ими результаты смогут стать основой для дальнейших нейробиологических исследований.

Ранее исследователи выяснили, что родители-игрунки учат своих детенышей «разговаривать». Они слушают малышей, и когда те издают звуки, похожие на вокализации взрослых, отвечают им. Благодаря этому детеныши запоминают правильные сигналы.

Екатерина Русакова

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Морские биологи сняли глубоководного кальмара без присосок на ловчих щупальцах

Это одна из немногих видеозаписей данного вида в природе