Белые акулы непонятно зачем собрались в группы

Возможно, белые акулы более дружелюбны, чем кажется, и образуют скопления в каких-то местах не случайно, сообщается в Behavioral Ecology and Sociobiology. Ученые обнаружили, что рыбы собираются в однополые или смешанные группы, которые возникают и при наличии, и при отсутствии добычи поблизости. Причем некоторые особи приплывают на одно и то же место из года в год. Зачем акулы это делают, пока непонятно.

Образование групп или скоплений описано для многих видов животных. При этом они не обязательно взаимодействуют друг с другом. Они могут собираться, например, для кормежки или размножения. Группы образуют и белые акулы (Carcharodon carcharias). В основном, они путешествуют поодиночке, но иногда ученые фиксировали скопления этих рыб, по большей части там, где много добычи.

Группы белых акул встречаются и у Нептуновых островов, которые находятся недалеко от южного побережья Австралии. Но здесь эти рыбы, возможно, собираются не только для охоты. Чаще всего белые акулы приплывают к Нептуновым островам в начале зимы, когда в колониях местных тюленей появляется много детенышей. Но ученые описывали их скопления в течение года и в то время, когда тюленей было мало. О размножении белых акул известно очень мало, поэтому трудно сказать, связано ли образование групп с брачным сезоном.

Биологи и экологи из Австралии и Франции во главе со Стефаном Леем (Stephan Leu) из университета Флиндерс решили исследовать структуру скоплений белых акул у Нептуновых островов и зафиксировать, как часто одни и те же особи встречаются друг с другом. Могут ли такие встречи быть случайными или какие-то особи намеренно встречаются друг с другом чаще, чем с другими? Возможно это поможет понять, зачем белые акулы сбиваются в группы.

Ученые наблюдали за белыми акулами у Нептуновых островов с июня 2010 по декабрь 2011 и с июня 2013 по ноябрь 2014 года. В это время они сделали более 270 тысяч снимков белых акул, которые позволили идентифицировать рыб и проследить за их передвижением. Авторы опознавали ту или иную особь по форме плавников, особенностям пигментации и шрамам. Всего за период наблюдения они увидели 282 белых акулы, но в анализ ученые включили только 101 особь, так как остальные приплывали к Нептуновым островам меньше пяти раз.

Оказалось, что акулы образовывали у архипелага четыре скопления. Два из них, в которых были и самцы и самки, возникали зимой, в апреле-сентябре 2010 и 2011 годов. Два других состояли только из самцов. Одно из них возникало весной и летом 2010 года, другое — весной и летом 2011 года. Так как ученые не смогли провести наблюдения с января 2012 по июнь 2013 годов, они не могли точно сказать, сколько особей встречалось в разных группах. Тем не менее они выяснили, что четыре акулы приплывали к Нептуновым островам все четыре года, во время которых велось наблюдение. Еще 11 особей оказывались в этом районе в 2010 и 2014 годах. Также ученые предположили, что шесть акул, которые встречались в районе архипелага в разные годы и в разные сезоны, каким-то образом соединяли возникающие группы.

Также ученые обнаружили 12 особей, которые встречались друг с другом чаще, чем случайным образом. Акулы образовывали однополые диады, четыре из них состояли из самцов, две — из самок.

Авторы считают, что образованные акулами скопления возникали не случайно. Но чтобы понять, почему они появлялись, нужны дополнительные исследования.

В конце прошлого года ученые подвели итоги многолетнего исследования и обнаружили, что численность акул у австралийского побережья за последние 55 лет уменьшилась больше, чем вдвое. А частота отлова белых акул сократилась на 92 процента.

Озон разрушил цветочный шлейф и помешал пчелам найти цветы