Ученые обнаружили нового рекордсмена по громкости пения — это бразильская птица одноусый звонарь. Своего предшественника — крикливую сорокопутовую пиху — звонарь обогнал на 9 децибел. Максимальная громкость, которой достигает песня звонаря — 125 дБ — это на 5 дБ громче, чем реактивный двигатель. Поет он ее практически в лицо самке, а той приходится отпрыгивать, чтобы не лишиться слуха. Работа опубликована в журнале Current Biology.
У птиц известно множество проявлений полового отбора: от хитрого окраса до причудливых песен. Обычно ученые исследуют разные типы песен и высоту голоса самцов, а вот громкости уделяют гораздо меньше внимания. До сих пор чемпионом считалась воробьинообразная птица из долины Амазонки — крикливая сорокопутовая пиха (Lipaugus vociferans).
Американский зоолог Джеффри Подос (Jeffrey Podos) вместе со своим бразильским коллегой Марио Кон-Хавтом (Mario Cohn-Haft) отправились в леса Амазонки, чтобы сравнить пение пихи с ее родственником, одноусым звонарем (Procnias albus). Сообщения о том, что звонарь может оказаться громче пихи, были и раньше, однако никто до сих пор не подтвердил это экспериментально.
Исследователи измерили громкость пения птиц с помощью шумомера. Результаты для пихи оказались похожи на то, что раньше публиковали другие ученые: в среднем 106 децибел, максимально — 116.
У звонаря же исследователи обнаружили два типа песни: одна более распространенная, ее амплитуда сходна с таковой у пихи (108 и 116 дБ соответственно). А вот вторая, которая встречается примерно один раз из шести, звучит громче: в среднем на уровне 116 дБ, а максимально — 125. Для сравнения: средняя громкость газонокосилки — 90 дБ, а реактивного двигателя самолета — 120. Этот результат делает одноусого звонаря самой громкой из известных сейчас птиц.
Как именно ему удается достичь такой громкости, неясно. Ученые полагают, что дело в строении ротового аппарата: у звонаря, как и у многих птиц из того же семейства котинговых, очень широкий рот — это помогает им питаться крупными плодами с деревьев. Это же способствует и громкой песне: птица заглатывает большой объем воздуха, а затем резко выбрасывает его наружу.
Если громкость служит как украшение и подчиняется законам полового отбора, то должно быть какое-то препятствие, которое мешает увеличивать громкость дальше. Иными словами, обладатель звучного голоса должен чем-то жертвовать — подобно тому как носители больших рогов жертвуют маневренностью, а павлин становится заметен издалека. Ученые обнаружили, что громкость отрицательно коррелирует с продолжительностью сигнала: песни второго типа короче песен первого типа примерно на треть. Таким образом, увеличивая амплитуду, птица уменьшает свой шанс быть услышанной.
Кроме того, исследователи заметили, что самцы звонаря часто поют свою песнь второго типа буквально «в лицо» самке — вероятно, чтобы она могла оценить их украшение в полном объеме, поскольку на расстоянии звук затихает (и даже на видео звучит уже не так впечатляюще). Самка, которая оказалась на одной ветке с самцом, обычно отпрыгивает до или после пения, иногда на целых несколько метров. Тем не менее, по оценкам ученых, громкость звука может всерьез угрожать ее слуху — то есть не только самец платит за свое гипертрофированное украшение.
По словам авторов статьи, это необычное свидетельство того, как половой отбор может влиять не только на самих носителей украшения, но и тех, кому эти украшения адресованы, влияя на их восприятие и поведенческие реакции. Правда, мы пока еще не знаем, действительно ли самки звонаря страдают нарушениями слуха.
Раньше ученые обнаружили, что пение птиц похоже по механизму на человеческое. Кроме того, птицы оказались способны синхронизироваться в дуэте, а их трели успокоили белок — видимо, они сигнализировали об отсутствии хищника
Полина Лосева
Вырастите щенка, котенка или человека своими руками
В XIX веке считалось, что внутриутробное развитие живого организма (кошки, собаки, человека) повторяет эволюционный путь вида: все мы когда-то давно были рыбами, поэтому и в животе у матери обрастаем жабрами, которые потом исчезают. Так называемый «биогенетический закон» был опровергнут в XX веке, однако это не мешает нам восхищаться тем, какие удивительные преобразования происходят с эмбрионом по мере его развития. Предлагаем вам проследить процесс онтогенеза — индивидуального развития организма — от зародыша до новорожденной особи. И еще раз удивиться тому, как же мы все похожи.