Ступенчатая улица в Иерусалиме, которая вела от южных ворот города к Силоамскому пруду, а затем к Храмовой горе, на которой стоял Иерусалимский Храм, вероятно, была построена во время правления Понтия Пилата, сообщается в журнале Tel Aviv: Journal of the Institute of Archaeology. Об этом свидетельствуют монеты, найденные на обочинах улицы. Самые поздние из них были отчеканены в 30-31 годах, при Понтии Пилате.
О существовании в Иерусалиме ступенчатой улицы, ведущей от ворот города к Храмовой горе, было известно с XIX века. Она проходила через Силоамский пруд, который древние евреи использовали для ритуальных омовений. Согласно Евангелию от Иоанна, именно в нем Христос исцелил слепого от рождения мужчину. Первый участок ступенчатой улицы обнаружили в 1894 году, а при последующих раскопках археологи открывали новые фрагменты. Ее датировка варьировалась от времени правления Ирода I Великого (40-4 годы до нашей эры) до царствования его правнука Агриппы II (53-66 годы нашей эры).
Дональд Ариэль (Donald T. Ariel) и его коллеги из Управления древностей Израиля предложили новую датировку основываясь на возрасте монет, найденных на ступенчатой улице. Их нашли между тротуаром и дренажной канавой, которая была проложена рядом с улицей. Авторы проводили раскопки с 2013 года и во время раскопок обнаружили 101 серебряную монету, самые поздние из которых были отчеканены в период 17/18-24/25 и в 30/31 годах нашей эры. Наместником Иудеи в 26/27-36/37 годах был Понтий Пилат. Но эти даты его правления известны из свидетельства Иосифа Флавия. Современные историки полагают, что его могли назначить префектом в 17-19 годах нашей эры.
Авторы предположили, что часть времени строительство ступенчатой улицы проходило при Пилате. По их мнению, оно началось не позднее 30-31 годов нашей эры (возможно, в 17-25 годах) и было закончено не позднее 40-41 годов. Последним, кто чеканил монеты до начала правления царя Ирода Агриппы I (37-44 годы) был Понтий Пилат. Хотя Агриппа I начал править в 37 году, Иудею и Самарию римляне ему отдали в управление только в 41-42 годах. После этого он начал чеканить свои деньги. Так как монет, сделанных в царствование Агриппы, археологи на ступенчатой улице не нашли, они предположили, что строить ее закончили до того, как он вступил на престол.
О строительной деятельности Понтия Пилата нам известно из нескольких источников. О том, что он приказал провести в Иерусалим акведук, известно из книги Иосифа Флавия «Иудейские древности». О строительстве в Кесарии свидетельствует плита с надписью, в которой упоминается его имя. Ступенчатая улица была длиной 580 и шириной восемь метров, ее вымостили каменными плитами, а по бокам проложили бордюры шириной 0,6 метров из резного известняка. Такую широкую и вычурно отделанную улицу могли построить для верующих, направлявшихся в Храм, чтобы уменьшить недовольство жителей Иерусалима римским правлением.
«Если бы это была простая дорога, соединяющая точки А и В, не было бы необходимости строить такую грандиозную улицу», — объясняют соавторы исследования Джо Узиель (Joe Uziel) и Моран Хажби (Moran Hagbi). «Ее ширина как минимум восемь метров. Ширина в сочетании с прекрасно обработанным камнем и богато украшенным ступенчатым подиумом, который шел вдоль улицы, говорит о том, что это была особенная улица».
«Возможно, отчасти это было сделано для того, чтобы успокоить жителей Иерусалима, отчасти — для того, чтобы город соответствовал стандартам Римской империи, а еще, чтобы увековечить свое имя посредством больших строительных проектов», — говорит еще один соавтор Нахшон Зантон (Nahshon Szanton).
Ранее археологи изучили бронзовое кольцо, найденное недалеко от Вифлеема, и пришли к выводу, что оно могло принадлежать Понтию Пилату, кому-то из его вольноотпущенников или домочадцев. Об этом говорила сохранившаяся на артефакте надпись «Пилата». Известен только один прокуратор Иудеи с этой редкой фамилией, поэтому ученые решили, что кольцо имело отношение к Понтию Пилату.
Его замурованные останки лежат в итальянской пещере
Испанские и итальянские палеоантропологи во главе с Карлосом Лоренсо (Carlos Lorenzo) из Каталонского института палеоэкологии человека и социальной эволюции (IPHES) и Джорджио Манци (Giorgio Manzi) из Римского университета Ла Сапиенца впервые описали строение полости носа архаичного человека из памятника Ламалунга. Они проанализировали цифровую модель части черепа раннего неандертальца, построенной по высококачественным фотографиям и снятым с помощью зондов видео, так как останки этого индивида до сих пор замурованы в натечные образования в итальянской пещере. Исследователи пришли к выводу, что носовая полость этого индивида мало чем отличалась от таковой у людей современного анатомического типа. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, по крайней мере у популяции ранних неандертальцев, к которой принадлежал индивид из окрестностей Альтамуры, отсутствовали адаптации носа к условиям европейского холодного климата, которые гипотетически предполагались для «классических» неандертальцев.