Российские разработчики завершили программу испытаний пассажирских самолетов Sukhoi Superjet 100 с «сайберлетами». Так разработчики назвали горизонтальные законцовки крыла, имеющие саблевидную форму (sabre — сабля). Согласно сообщению «Гражданских самолетов Сухого», испытания проводились в Жуковском на двух самолетах с заводскими номерами «95032» и «95157».
Законцовки крыла, также называемые винглетами, могут быть выполнены в самой разнообразной форме: в виде небольших крылышек, шайб или акульих плавников. Такие элементы позволяют увеличить эффективный размах крыла, снижают сопротивление на концах крыла, увеличивая тем самым подъемную силу и несколько снижая потребление топлива.
«Сайберлеты» были разработаны совместно «Гражданскими самолетами Сухого» и Центральным аэрогидродинамическим институтом имени Жуковского с применением методов вычислительной гидродинамики. В рамках расчетов специалисты определили, что саблевидные законцовки крыла позволят улучшить взлетно-посадочные характеристики SSJ100 и снизить расход топлива самолетом на 3-4 процента.
В рамках программы летных испытаний самолеты SSJ100 с «сайберлетами» выполнили более 140 полетов. Специалисты проверили взлетно-посадочные характеристики самолетов, их устойчивость, управляемость и работу систем автоматического управления. Кроме того, была проведена оценка расхода топлива на разных этапах полета.
Во время испытаний на один из самолетов были установлены имитаторы наростов льда. Эти имитаторы были установлены на передних кромках крыла и хвостового оперения. Они позволили определить влияние обледенения на аэродинамические характеристики крыла.
«Сайберлеты» планируется предлагать заказчикам SSJ100 в качестве опции, причем законцовки крыла могут быть установлены как на новые самолеты, так и на уже летающие машины.
SSJ100 стал первым пассажирским самолетом, разработанным в России после распада СССР. Самолет был разработан в первой половине 2000-х годов и совершил первый полет в 2008 году. Он имеет в длину 29,9 метра и размах крыла 27,8 метра. Он рассчитан на перевозку от 87 до 108 пассажиров в зависимости от версии и конфигурации.
SSJ100 может выполнять полеты на скорости 830 километров в час на расстояние до 4,5 тысячи километров.
Василий Сычёв
Тральщики российского флота получат необитаемые подводные аппараты «Марлин-350». Как сообщают «Известия», роботы будут искать и уничтожать мины.