Городской шум снизил стресс во время размножения у зебровых амадин

Британские ученые обнаружили, что звуки города снижают концентрацию гормонов стресса в крови зебровых амадин. При этом на эффективность размножения шум повлиял несущественно: под его действием лишь незначительно повысилась смертность потомства, и птенцы стали рождаться более легкими. Авторы работы полагают, что хронический стресс нарушает работу гормональной системы птиц, однако отдаленные последствия этого еще предстоит оценить. Исследование опубликовано в журнале Conservation Physiology.

Исследования того, как влияет на жизнь птиц звуковое загрязнение среды, проводились уже неоднократно, и большинство ученых приходят к выводу, что оно не проходит для животных незамеченным. Часто, например, повышенная громкость шума приводит к тому, что птицы и сами поют громче — чтобы наверняка докричаться до своего партнера или птенца. Кроме того, городской шум может подвергать животных опасности, заглушая сигналы тревоги, которые подают сородичи. Некоторые же птицы и вовсе глохнут и становятся агрессивными.

Известно также, что жизнь в условиях постоянного шума подвергает птиц стрессу. У них в крови растет концентрация кортикостерона — гормона надпочечников, который отвечает за стресс-реакцию. В итоге многие птицы приносят меньше потомства, которое они хуже выкармливают, и поэтому птенцы растут медленнее. В некоторых исследованиях даже обнаружилось, что под действием стресса самки реже взаимодействуют со своим партнером, поэтому растет число внебрачных птенцов.

Сью Золлингер (Sue Zollinger) и ее коллеги из Городского университета Манчестера предположили, что зебровые амадины также страдают от постоянного шума в городских условиях. Они отобрали для своего эксперимента 88 птиц, которых держали в 6 вольерах с избытком еды, воды и материала для строительства гнезд.

Половина вольеров служила контролем, а в другой половине исследователи включали звуки города, записанные на улицах Мюнхена. Днем птицы слушали дневной шум — крики, сирены, шум машин, разговоры людей, а ночью — ночной, более мягкий, без громких звуков. В этих условиях птицы образовали пары, отложили яйца и вывели птенцов, после чего вольеры поменяли местами: контрольные амадины начали слушать шум, а экспериментальные остались в тишине.

Ученые рассчитывали обнаружить у птиц типичную реакцию на стресс: повышенные уровни кортикостерона, ослабление иммунного ответа (снижение числа иммунных клеток в крови) и снижение репродуктивных функций — небольшое число потомства, повышенная смертность и, возможно, более частые внебрачные связи.

Однако результаты не подтвердили их гипотезу. Соотношение клеток в крови осталось неизменным, частота внебрачных птенцов тоже не изменилась. Исследователи обнаружили тенденцию к повышению смертности среди потомства, хотя отличия от контрольной группы были несущественными. Птенцы в условиях городского шума рождались более легкими, однако позже набирали вес и догоняли сверстников из контрольной группы.

Не оправдались ожидания ученых и в отношении кортикостерона. У контрольной группы его концентрация повысилась в период размножения, а у экспериментальной осталась низкой в течение всего репродуктивного цикла. Можно было бы предположить, что городской шум успокаивает птиц, однако исследователи пришли к противоположным выводам. Они полагают, что постоянное воздействие стрессового фактора заставляет организм животных подавлять стресс-реакцию и тем самым разрушает систему гормональной регуляции. Отдаленные последствия этих изменений им еще предстоит оценить. В то же время, авторы работы отмечают, что для подтверждения их гипотезы необходимо подвергнуть птиц другому стрессовому фактору и проверить, нарушена ли у них реакция и на него тоже.

Раньше ученые обнаружили, что городской шум избавляет сверчков от паразитов, мешая тем услышать и отыскать свою жертву. А вот людей, как оказалось, звуки летающих дронов раздражают гораздо сильнее, чем рев автомобиля.

Биоритмы сна и долговременная память появились одновременно при развитии личинок дрозофил