В ходе раскопок в V районе Помпей найдена фреска, изображающая двух гладиаторов на арене цирка, судя по всему — мурмиллона и фракийца. Фреска хорошо сохранилась и позволяет судить о вооружении обоих бойцов, а также о предполагаемом моменте схватки между ними. Об этом говорится в официальном сообщении Археологического парка Помпей.
Изображения мурмиллонов и фракийцев часто встречаются на помпейских фресках, рельефах, в виде скульптур и даже граффити — нацарапанных на стенах рисунках и надписях. Все это, несомненно, свидетельствует о высокой популярности этого вида развлечений в древних Помпеях.
До нас дошло и некоторое количество афиш — надписей на помпейских стенах, объявлявших о проведении в ближайшие дни гладиаторских игр. В таких объявлениях, помимо даты, обязательно указывалось имя устроителя — обычно им являлся представитель муниципальной знати, известный в городе благотворительностью и политическими амбициями.
Важной информацией было указание типов выставляемых на арену гладиаторов, включая звериную травлю, и их количества. Если погода ожидалась излишне солнечная или дождливая, над зрительными рядами амфитеатра натягивали специальный тент — веларий (velarium), о чем также сообщалось в афише.
Новая фреска размером 1,12 на 1,5 метра открыта в квартале за перекрестком переулка Серебряной Свадьбы (vicolo delle Nozze d'Argento) и переулка Балконов (vicolo dei Balconi). На ней изображен бой двух гладиаторов, причем можно даже определить вид вооружения обоих.
Предположительно, слева наступает мурмиллон, в левой руке он держит большой щит. В правой его руке — гладий (gladius), короткий, длиной до полуметра, меч.
От ударов противника его голову защищает широкополый шлем, украшенный гребнем, с решетчатым забралом. Такой шлем не скрывал обзора, а его широкие поля прикрывали шею и предохраняли его владельца от удара мечом сверху.
На правой руке мурмиллона — маника (manica), наруч, защищавший руку, не закрытую щитом, а на левой ноге — поножь, не доходящая до колена. Неотъемлемой частью гардероба гладиаторов являлся сублигакул (subligaculum), кожаная набедренная повязка, в жизни обычных римлян служившая нижним бельем.
Его противник — фракиец — находится в довольно уязвимой позиции: его цилиндрический щит валяется поодаль, а меча и вовсе не видно. На фракийце мы также видим сублигакул и поножи — в его случае высокие металлические, как и положено этому типу гладиатора.
На левом запястье у фракийца — короткий наруч или широкий браслет. Шлем у фракийца, как и у мурмиллона, — широкополый, с гребнем. Кажется, что правую руку он прячет за спину, так что, возможно, меч все еще при нем.
Художник изобразил и ранения фракийца — видно, что кровь капает из ран на левом запястье и левой стороне груди. Гладиатор протягивает левую руку в сторону, а в сообщении Археологического парка Помпей этот жест интерпретируется как просьба о спасении от неминуемой гибели.
В официальном сообщении мурмиллон также называется скутаром (scutarius), а фракиец — пармуларием (parmularius). Эти названия гладиаторов не отражают их тип, а относятся лишь к носимым ими щитам — скутуму (scutum) и парме (parma) соответственно.
Однако в данном случае оба гладиатора изображены со щитами другого типа — ни скутума, ни пармы тут нет. У мурмиллона должен быть большой прямоугольный щит, а у фракийца — небольшой круглый. Между тем оба щита на фреске — полуцилиндрические.
Бой изображен на белом фоне, а сама фреска заключена в красную рамку, что указывает на законченность картины. Какие-либо надписи на ней отсутствуют. Возможно, это изображение фантазийное, хотя известны рисунки из Помпей, на которых указаны имена гладиаторов и даже исход поединка.
Слева от угла сохранился фрагмент другой фрески, возможно, того же цикла — тоже на белом фоне и в красной рамке. Однако кого она изображает, интерпретировать пока затруднительно.
Археологи предполагают, что помещение, украшенное фреской с гладиаторами, — это лавка или, скорее всего, таверна, в которой также был второй этаж. На это указывает след от деревянной лестницы, шедшей прямо над фреской, этим объясняется и ее трапециевидная форма.
Тот факт, что фреска украшала стену под лестницей, может указывать на доступность этого угла для обзора посетителей.
В то же время в большой стенной росписи атрия Дома по улице Везувия, где зимой этого года была открыта большая стенная роспись атрия, лестница обрезала правый нижний ее угол — по какой-то причине хозяева ограничились в этом углу лишь чистовой штукатуркой (возможно, временно) и использовали его как кладовку.
Согласно одной из гипотез о предназначении этого заведения, которое, возможно, часто посещали гладиаторы (отсюда и мотив росписи), верхний этаж занимали комнаты для оказания сексуальных услуг.
Через три квартала от этого дома, в пятой инсуле V района, на Ноланской улице (via di Nola) расположена так называемая Казарма Гладиаторов (Caserma dei Gladiatori). Из этого дома происходит наибольшее количество надписей, относящихся к гладиаторам, — 143.
Поэтому предположение о наличии в этом районе заведений, чьими завсегдатаями могли быть гладиаторы, не лишено оснований. Впрочем, наверху мог жить сам хозяин лавки, а роспись с изображением гладиаторов могла быть всего лишь данью моде или его любимому виду развлечений.
И мурмиллон, и фракиец — самые распространенные типы гладиаторов, традиционные противники друг друга. Оба типа произошли от вооружения национальных воинов армий, в свое время побежденных Римом: галлов и фракийцев, повторяя их набор вооружения и защиты.
Оба типа — и мурмиллон, и фракиец, — обычно выходили на бой с голым торсом, то есть были довольно уязвимы для холодного оружия противников. В то же время они, очевидно, благодаря развитой мускулатуре смотрелись на арене весьма выразительно.
Профессиональные гладиаторы, выступавшие в этих амплуа, могли быть любого происхождения — требовалось лишь, чтобы на них было соответствующее вооружение и чтобы они обладали необходимыми навыками обращения с ним. Иногда один и тот же гладиатор мог сражаться в разных амплуа. К примеру, самый известный римский гладиатор, Спартак, выступал в вооружении фракийца.
В V районе Помпей уже два года проводятся полноценные археологические раскопки и работы по укреплению грунта, а также по гидрологической защите города. О некоторых находках оттуда мы писали в нашем блоге «Об археологии просто».
Юлли Улетова
Артефакты датируются первыми веками нашей эры
Британец Гленн Мэннинг (Glenn Manning) с помощью металлоискателя обнаружил в Котсуолдсе два античных длинных меча вместе с остатками деревянных ножен. Изучивший находки профессор Саймон Джеймс (Simon James) из Лестерского университета пришел к выводу, что они представляют собой римские спаты, которыми в первых веках нашей эры, по-видимому, пользовались, древние всадники. Об этом сообщается на сайте окружного совета Котсуолдса.