Ученые создали металинзу — преломляющий элемент на основе метаповерхностей, которая фокусирует луч света в нескольких точках, расположенных на трехмерной спирали. Подобное, как пишут авторы в журнале Science Advances, невозможно реализовать при помощи традиционной оптики, и может пригодиться в областях, где необходимо получать информацию из глубины вещества.
Метаматериалы — это объекты со структурой на небольшом масштабе, глобальные свойства которых в первую очередь определяются параметрами строения. В контексте оптики метаматериалы позволяют реализовать новые режимы взаимодействия со светом. В частности, на основе метаповерхностей можно создавать плоские линзы, поляризационные камеры, преломляющие луч на произвольный угол элементы и многие другие приборы, в том числе невозможные с точки зрения традиционной оптики.
В работе коллектива американских ученых под руководством Арки Маюмдара (Arka Majumdar) из Вашингтонского университета демонстрируется возможность управления полем излучения в трех измерениях при помощи метаповерхности. Исследователи создавали металинзу при помощи 3D-печати, а проходящий сквозь нее свет фокусировался в отдельных точках, расположенных вдоль трехмерной спирали.
При проектировании прибора авторы использовали метод разработки в обратном порядке (inverse design), который предполагает подбор оптимальной структуры во всем пространстве параметров.
Разработка в обратном порядке предполагает, что для начала задается конечная цель (в данном случае цепь из восьми дискретных фокальных точек на спиральной линии), а затем под нее с помощью различных алгоритмов создается метаповерхность. При этом получается структура, которая не похожа ни на одну из изученных ранее и, следовательно, ее получение при помощи небольших изменений известных маловероятно, о чем в близком к метаповерхностям контексте нанофотоники хорошо рассказано в следующем видео:
В отличие от более распространенного прямого проектирования этот метод позволяет найти неожиданные решения, до которых иногда невозможно догадаться. Такой способ лишен проблем метода проб и ошибок, но при этом требует обширных вычислений, которые в случае сложной задачи могут сделать его невыгодным.
Для получения оптимальной структуры ученые использовали теорию Ми, которая описывает рассеяние волн на однородных препятствиях сравнимого с длиной волны размера. Такой режим взаимодействия, например, ответственен за формирование цвета витражей при рассеянии на наночастицах металла в стекле, а также за непрозрачность тумана.
Для упрощения расчетов авторы ограничились рассеянием на сферах. Полученные структуры, состоящие из тысяч крошечных сфер размером в единицы микрон, ученые воплотили в два оптических элемента, работающих на разных длинах волн — 1,55 и 3 микрона. В результате получились не совсем сферические препятствия, поэтому заметная доля света не фокусировалась в нужных точках. Тем не менее, все запланированные фокальные точки появились, а точность их расположения оказалась лучше одного микрона.
Потенциал продемонстрированного метода намного шире, так как теория Ми также работает в случае цилиндрических или эллипсоидальных форм рассеивающих частиц. Также ученые рассматривают возможность послойного нанесения нескольких уровней метаповерхностей, создавая еще более сложное взаимодействие со светом. Среди возможных применений авторы указывают методы визуализации информации с определенной глубины образца, что может быть полезно, например, для автономной навигации дронов, а также для исследований биологических тканей.
Ранее физики при помощи металинз сфокусировали свет во всем видимом диапазоне, поделили фотоны на «левых» и «правых», а также собрали свет в плоскую фигуру произвольной формы.
Для этого потребуется собрать вместе несколько сферических слоев с магнитооптическими свойствами
Физики из ИТМО при участии нобелевского лауреата Франка Вильчека численно нашли параметры метаматериала, чей магнитооптический отклик повторяет отклик гипотетических аксионов, если бы они существовали в реальности. Работа ученых открывает дорогу к экспериментам с эмерджентной аксионной электродинамикой. Исследование опубликовано в Physical Review B. Термин «аксион» для новых гипотетических частиц ввел впервые нобелевский лауреат Франк Вильчек (Frank Wilczek), назвав их так в честь стирального порошка — он предполагал, что эти частицы помогут «очистить» квантовую хромодинамику от трудностей, связанных с нарушением CP-симметрии. Сегодня аксионы остаются одними их главных кандидатов на темную материю, и их активно ищут как по астрофизическим данным, так и в наземных экспериментах. В физике, однако, существует и другой подход к исследованию частиц или явлений, которые были предсказаны, но не обнаружены приборами. Он основан на создании особым образом спроектированных сред, элементарные возбуждения в которых (квазичастицы) ведут себя подобно предполагаемым частицам. Ярчайшим примером этого принципа можно назвать исследование майорановских частиц, которые физики активно рассматривают в качестве кандидатов для элементной базы квантовых компьютеров. Аксионоподобные возбуждения (или эмерджентные аксионы) тоже были обнаружены — их нашли в магнитных твердых телах, однако там амплитуда их сигнала довольно небольшая. Однако, в метаматериалах эта ситуация может измениться — это показали Максим Горлач (Maxim A. Gorlach) и его коллеги из ИТМО при участии самого Франка Вильчека. Их работа также посвящена поиску аксионоподобных возбуждений. Ученые обратили внимание на то, что, существуй аксионы на самом деле, они проявят себя в виде дополнительных членов в уравнении Максвелла. С другой стороны, точно такие же члены можно воспроизвести с помощью правильного дизайна среды. Авторы численно показали это на примере магнитного диполя, окруженного аксионной средой. Им удалось подобрать метаматериал, состоящий из сферических слоев магнитооптического вещества и найти параметры, при которых возбуждение поля при таких условиях эквивалентно полям с реальными аксионными эффектами. Важной особенностью проведенных расчетов стало то, что предсказанная учеными константа взаимодействия с эмерджентными аксионами оказалась не только достаточно велика, но и поддавалась управлению за счет добавления или убавления слоев — в предыдущих исследованиях такой возможности не было. В работе физиков структура продемонстрировала аксионный отклик в микроволновой и терагерцовых областях. По мнению ученых, их моделирование открывает дорогу к созданию компактных установок для проверки свойств аксионной электродинамики. Ранее мы рассказывали, что в немецком исследовательском центре DESY стартовал эксперимент ALPS II, призванный обнаружить превращение фотонов в аксионы.