Американские боевые самолеты получат новые катапультные кресла

Американская компания Collins Aerospace выиграла тендер ВВС США на производство и поставку 3018 катапультных кресел для пяти типов боевых самолетов: истребителей F-15 Eagle/Strike Eagle, F-16 Fighting Falcon и F-22 Raptor, штурмовых самолетов A-10 Thunderbolt II и бомбардировщиков B-1B Lancer. Как пишет Flightglobal, контракт с компанией военные намерены подписать в ближайшее время.

Тендер на разработку и производство новых катапультных кресел проводился ВВС США с 2017 года. Помимо Collins Aerospace («дочка» UTC Aerospace Systems) в нем принимала участие британская компания Martin Baker. Американская компания предлагала военным катапультные кресла ACES 5, а британская — Mk.16.

Новыми катапультными креслами планируется заменить устаревшие ACES II, разработанные в начале 1970-х годов. Такие кресла имеют вероятность благополучного катапультирования 91,4 процента. Примерно в одном проценте случаев катапультирования с помощью ACES II летчики получали тяжелую компрессионную травму спины.

ACES II рассчитаны на катапультирование летчиков с массой тела от 46,7 до 111,1 килограмма. Кресла оснащены ракетными двигателями, тяга которых автоматически регулируется в зависимости от массы тела летчика — чем она меньше, тем слабее тяга.

ACES II допускают катапультирование на нулевой высоте и при нулевой скорости. Максимальная скорость полета, при которой возможно катапультирование с помощью ACES II, составляет 1,1 тысячи километров в час. Кресла допускают покидание перевернутого самолета. В этом случае минимальная высота катапультирования из кабины составляет 43 метра, а скорость — 277,8 километра в час.

ВВС США решили выбрать ACES 5 для замены устаревших катапультных кресел, поскольку посчитали их уровень готовности выше, чем у Mk.16. Кроме того, вариант ACES 5 уже поставляется для бомбардировщиков B-2 Spirit. Такие кресла также будут устанавливаться на перспективные учебные самолеты T-7A Red Hawk, когда завершится их разработка.

ACES 5 разработано на основе катапультного кресла ACES II, но имеет несколько существенных изменений. В частности, новое кресло оснащено подголовником с упором для шеи, фиксирующим голову во время катапультирования.

Кроме того, в ACES 5 реализована система выброса фиксирующей сети из подлокотников и сидения, которые в момент катапультирования фиксируют руки и ноги летчика, освобождая их после раскрытия парашюта. Сам парашют катапультного кресла имеет меньшие показатели скорости снижения и раскачивания, по сравнению с ACES II, а также допускает управляемое снижение.

Согласно требованиям военных, новые кресла должны обеспечивать катапультирование с грузом от 62,6 до 153 килограммов. В величину массы груза входят массы тела летчика, его экипировки и аварийного спасательного набора. Максимальная скорость катапультирования для новых кресел составляет 1,1 тысячи километров в час, а высота — от 0 до 18,3 тысячи метров

Парашют катапультного кресла способен обеспечить скорость вертикального снижения не более 7 метров в секунду. Парашют также позволяет управляемое снижение с минимальной скоростью поворота в 20 градусов в секунду.

Василий Сычёв
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Для российского флота разработают беспилотный торпедный катер