NASA защитило проект коронографа телескопа WFIRST

NASA успешно защитило эскизный проект коронографа для строящегося телескопа WFIRST. Этот прибор должен подавлять свет звезды, чтобы проявлялось гораздо более тусклое свечение окружающих планет. Приборы с такой функцией уже ставили на космические аппараты, но конструкция коронографа WFIRST будет намного сложнее всех предшественников, сообщается на сайте NASA.

Обычно астрономы стараются при помощи телескопов собрать как можно больше света, но иногда требуется обратное — заблокировать свет яркого источника. Например, это нужно для наблюдения тусклой короны Солнца, которую в норме не видно на фоне свечения диска. Другой пример подобной задачи — исследование планет и протопланетных дисков вокруг других светил, интенсивность свечения которых на порядки ниже, чем у центрального объекта.

Вспомогательные прибор телескопа, коронограф, позволяет тем или иным способом уменьшить свечение звезды. Простейший коронограф — это некое препятствие на пути лучей, поглощающее их или отражающее вбок так, что они не попадают на детектор излучения. Тем не менее, таким образом удается заблокировать не весь свет, поэтому наиболее слабые объекты фона по-прежнему остаются недоступны для наблюдений.

Одной из задач готовящегося к запуску в середине 2020-х годов нового космического телескопа NASA WFIRST должно стать прямое наблюдение экзопланет. Для этого на телескоп планируется установить специальный коронограф новой конструкции, который раньше не делали для других инструментов. Изначально планировалось разработать и установить полноценный прибор, но из-за финансовых ограничений (проект WFIRST едва укладывается в бюджет, а администрация Президента Трампа неоднократно предлагала его отменить) было принято решение ограничиться демонстратором технологий, который, тем не менее, сможет получать ценную для науки информацию.

Сейчас сотрудники NASA сообщили, что разработка демонстрационного коронографа перешла важный рубеж — защиту эскизного проекта. Это означает, что предложенный вариант прибора соответствует всем требованиям по техническим характеристикам и конструктивным особенностям, а также укладывается в намеченное расписание и бюджет. Теперь специалисты приступят к изготовлению оборудования, которое будет запущено в космос.

Коронограф WFIRST состоит из множества компонентов, основные из которых — два зеркала изменяемой формы. Тысячи актуаторов будут слегка изменять поверхность зеркал, чтобы компенсировать искажения в волновом фронте поступающего сигнала, возникающие при многочисленных отражениях в зеркальной системе телескопа. Также в нем будет система дисков специальной формы, которые будут создавать деструктивную интерференцию для света звезды, что позволит подавить даже дифрагирующий на различных элементах телескопа свет. В результате ученые ожидают различить объекты в несколько миллиардов раз более тусклые, чем светила в поле зрения телескопа.

«С помощью WFIRST у нас будет возможность получать изображения и спектры крупных планет, но главная цель — проверка технологий, которые будут использованы в будущих миссиях. В конечном итоге мы хотим смотреть на небольшие каменные планеты, на поверхности которых может быть вода и даже наблюдаться признаки жизни, подобной нашей, — говорит научный сотрудник проекта WFIRST Джейсон Роудс (Jason Rhodes) из Лаборатории реактивного движения в Калифорнии. — Прибор WFIRST будет на два или три порядка более мощным, чем любой другой когда-либо запущенный в космос коронограф. Возможно, это будет в принципе самый сложный астрономический прибор на орбите».

Ранее появилась информация, что аналогичный этап защиты эскизного проекта прошел и сам телескоп WFIRST. Также недавно NASA сообщило о завершении сборки флагманского телескопа «Джеймс Уэбб», о котором вы также можете прочитать в нашем материале «Что увидит сменщик «Хаббла»?».

Гамма-телескоп «Ферми» увидел самый далекий сверхдлинный гамма-всплеск