Британские разработчики предложили использовать алгоритмы переноса стиля между изображениями для восстановления произведений искусства, закрашенных художниками в другие картины. Метод они уже испробовали на полотнах Пабло Пикассо, автоматически наложив на их рентгенограммы стиль картин с похожими композициями. Описание работы алгоритма доступно в препринте на arXiv.
Нередко под слоем краски итогового произведения искусства обнаруживают наброски работ или даже целые картины, а восстановить их внешний облик практически полностью помогает рентгенография. С помощью этого метода, к примеру, удалось установить, что как минимум две картины, относящиеся к Синему периоду в творчестве Пабло Пикассо, — «Старый гитарист» и «Нищенка, сидящая на корточках» — были нарисованы поверх других работ.
Рентгенография, пусть и позволяет оценить примерный внешний облик таких картин, не дает представления об использованных красках, и искусствоведы могут только предполагать, как картина — даже если она была нарисована полностью — изначально выглядела. Энтони Бурашед (Anthony Bouraсhed) из Университетского колледжа в Лондоне и Джордж Канн (George Cann) из коллектива Oxia Plus, который занимается коллекционированием произведений искусства, созданных искусственным интеллектом, предложили раскрашивать такие полотна с помощью автоматического переноса стилей.
Алгоритмы, которые могут переносить внешний вид с одного изображения на другое, появились достаточно давно и сейчас активно развиваются — подробнее об их работе вы можете прочитать в нашем материале «На выставке Ван Гога». В своей работе Бурашед и Канн использовали первую из таких систем, представленную в 2015 году немецкими разработчиками.
Восстановление картин происходит в несколько этапов. За основу берется реконструированное из рентгенограммы черно-белое изображение, а стиль переносится с помощью алгоритма с другой картины художника из того же периода со схожей композицией. Так, чтобы раскрасить женщину, нарисованную на первом слое «Старого гитариста», ученые использовали картину Пикассо «Жизнь» 1904 года.
Предполагается, что другая использованная картина — «Нищенка, сидящая на корточках» — была нарисована Пикассо поверх работы другого художника. Скорее всего работа, изображающая барселонский парк Лабиринт Орта, принадлежала другу Пикассо — постимпрессионисту Сантьяго Рузинолу: разработчики, поэтому, перенесли на обнаруженную работу стиль его картины «Сад с террасой на Майорке».
Разумеется, отгадать точно, как выглядела картина, алгоритм переноса стилей не может; более того, метод нуждается в доработке (например, использовании нескольких картин для создания и дальнейшего переноса единого стиля). Авторы работы, однако, отмечают, что такой способ представления утерянных картин показывает потенциал использования современных технологий в искусстве.
В декабре 2017 года сотрудники Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина обнаружили под картиной «Суббота» французского художника Андре Дерена другую работу: предполагается, что на холсте изначально была изображена жена художника. Прочитать подробности этой истории вы можете в нашем блоге.
Елизавета Ивтушок
Зверь заинтересовался камерой — но не понимал, что она его снимает
В окрестностях города Боулдер в американском штате Колорадо появился медведь-барибал (Ursus americanus), который обожает делать селфи, сообщает The Guardian. Сотрудники местной администрации узнали о нем, когда проверили одну из множества камер-ловушек, установленных в горах и лесах вокруг города для наблюдения за дикими животными: пумами (Puma concolor), койотами (Canis latrans), бобрами (Castor canadensis) и разнообразными птицами. За время работы камера сделала 580 снимков — и на примерно 400 из них, датированных серединой прошлого ноября, оказался запечатлен один и тот же медведь. По словам зоологов, обычно животные не замечают камеры-ловушки — а заметив, не обращают на них особого внимания. Однако барибал из окрестностей Боулдера не только разглядел спрятанное устройство, но и очень им заинтересовался. Медведь активно осматривал и обнюхивал реагирующую на движение камеру, в результате чего та сделала сотни снимков любопытного зверя. Он запечатлен на них с разных ракурсов, в том числе в три четверти и с высунутым языком. При этом медведь, разумеется, не понимал, что фотографируется.