Палеонтологи определили принадлежность окаменелостей морского крокодила 250 лет спустя

Через 250 лет после находки окаменелостей и их описания палеонтологи переопределили принадлежность морского крокодила Mystriosaurus laurillardi, жившего 174–183 миллионов лет назад. Как сообщается в Acta Palaeontologica Polonica, это был отдельный род в семействе телеозаврид. Он не имел отношения к виду Steneosaurus bollensis, которым его считали в течение последних 60 лет.

Крокодиломорфы (клада, включающая в себя крокодилов и их вымерших родственников) появились в середине триасового периода, около 235 миллионов лет назад. Это были сухопутные животные, которых в раннем юрском периоде (он начался 200 миллионов лет назад) сменили пресноводные и морские формы. Предки современных крокодилов (отряд Crocodilia) появились только в конце мелового периода, около 95 миллионов лет назад.

К крокодиломорфам относились талаттозухии, жившие в юрском и начале мелового периода, 125-195 миллионов лет назад. Их называют морскими крокодилами, хотя в отряд Crocodilia они не входят и близкими предками современных крокодилов не являются. У этих рептилий была очень длинная морда и, по сравнению с другими крокодиломорфами, укороченные лапы. К кладе талаттозухий относится семейство телеозаврид — это рыбоядные рептилии, окаменелости которых находят на всех континентах за исключением Австралии и Антарктиды. Спина и брюхо телеозаврид были покрыты костяными щитками. У них был сильный хвост, слабые передние конечности, и, также, как и у других талаттозухий, вытянутая морда.

Одним из древнейших телеозаврид был Mystriosaurus laurillardi, живший 174–183 миллионов лет назад. Одновременно, это был один из первых описанных представителей талаттозухий. Череп рептилии нашел в Баварии натуралист-любитель и в 1776 году отправил подробное описание «крокодила» в журнал «Der Naturforscher». В конце XVIII века окаменелости попали в Дармштадт, в коллекцию герцога Гессенского. В 1834 году составлявший каталог коллекции зоолог Иоганн Кауп присвоил ему название Mystriosaurus laurillardi. Но в середине XIX века ученые отнесли окаменелости к другому роду телеозаврид, стенеозаврам, и дали название Teleosaurus (Steneosaurus) laurillardi. А в 1960-е годы палеонтологи вообще посчитали, что они относятся к виду Steneosaurus bollensis. И только в прошлом году ученые из Германии и Великобритании во главе со Свеном Заксом (Sven Sachs) заново описали Mystriosaurus laurillardi, отнесли его к отдельному роду и вернули первоначальное название. Более того, авторы выяснили, что окаменелости, которые относили к стенозаврам, виду Steneosaurus brevior, на самом деле принадлежат к роду мыстризавров.

От других телеозаврид M.laurillardi отличается массивным черепом, покрытым бороздками и ямками; многочисленными отверстиями в костях челюсти, в которых проходили нервно-сосудистые пучки; ориентированные наружу внешние ноздри; наличием четырех зубов на премаксилле (кости на конце верхней челюсти). Рептилия достигала в длину четырех метров и обитала в теплых океанических водах. Филогенетический анализ показал, что мыстризавры действительно были родственниками стенозавров, в частности Steneosaurus bollensis, но не были с ними одним таксоном.

Несколько лет назад палеонтологи описали другого представителя телеозавров, гигантского морского крокодила Machimosaurus rex, достигавшего в длину 10 метров. Эти рептилии пережили своих родичей почти на 30 миллионов лет и вымерли в конце юрского периода, около 140 миллионов лет назад.

Древнейшие мшанки оказались морскими водорослями