Немецкий стартап Jetcopter разработал проект одноименного аэротакси с вертикальными взлетом и посадкой, в котором для создания подъемной силы будут использоваться центробежные вентиляторы с поворотными соплами. Как пишет Flightglobal, в настоящее время стартап занимается поиском инвестора для реализации проекта «в железе» и запуска серийного производства аэротакси. Объем необходимых инвестиций оценивается в 60 миллионов долларов.
Центробежным вентилятором называют устройство в корпусе, ротор которого оснащен лопатками спиральной формы. При работе такого вентилятора воздух засасывается через входное отверстие параллельно оси вращения ротора, после чего разгоняется лопатками и выбрасывается через выходное отверстие перпендикулярно оси вращения. В центробежном вентиляторе выходной воздушный поток находится под прямым углом к входящему.
Проект Jetcopter предполагает создание аэротакси, оснащенного двумя облегченными полностью алюминиевыми турбированными автомобильными двигателями. Мощность каждого двигателя составит 665 лошадиных сил. Эти двигатели будут раскручивать толкающий вентилятор в хвостовой части, а также два центробежных вентилятора, расположенных в специальном контейнере над корпусом аэротакси. Воздушный поток от этих вентиляторов будет выводиться через специальные поворотные сопла, создавая реактивную тягу.
Корпус аэротакси планируется полностью изготавливать из углепластика. Дальность полета аэротакси с автомобильными двигателями составит около 1 тысячи километров. Jetcopter сможет развивать скорость до 300 километров в час. Машина сможет перевозить до шести пассажиров. Разработчики также планируют создать электрическую версию Jetcopter, в которой двигатели внутреннего сгорания будут заменены на четыре электромотора мощностью 250 киловатт (около 335 лошадиных сил). Эти моторы будут питаться от литий-ионного аккумулятора. Стоимость одного аэротакси составит 600 тысяч долларов.
Стартап Jetcopter представил эскизный проект перспективного аэротакси осенью прошлого года. Тогда же разработчики планировали приступить к предварительным испытаниям двигательной установки аппарата.
В сентябре прошлого года британская компания Vertical Aerospace испытала прототип электрического аэротакси с вертикальными взлетом и посадкой. Аппарат выполнен по схеме квадрокоптера с четырьмя электровентиляторами. Прототип оснащен тремя неубираемыми стойками шасси. Масса летательного аппарата составляет 750 килограммов. Прототип способен находиться в воздухе около пяти минут и развивать скорость до 80 километров в час.
Василий Сычев
Также компания рассказала об архитектуре двигателя Symphony
На прошедшем Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже американская компания Boom Supersonic рассказала о внутренней конструкции своего будущего сверхзвукового самолета Overture — кроме трех основных компьютеров на борту будет находиться резервный четвертый, а топливная система будет изменять центр тяжести воздушного судна в зависимости от дозвукового или сверхзвукового режима полета. Также компания рассказала подробности о разрабатываемом для самолета двигателе Symphony. Компания Boom Supersonic из Колорадо представила концепт пассажирского сверхзвукового самолета Overture в 2016 году. В текущей версии проекта длина фюзеляжа составляет 61 метр, размах крыла 18 метров, а взлетная масса 77 тонн. Самолет оснастят четырьмя двигателями, размещенными в отдельных мотогондолах под крылом. Крыло оживальной формы с дополнительным изгибом вдоль продольной оси фюзеляжа (крыло чайки). В конструкции широко используются композитные материалы для снижения массы и расхода топлива. Overture сможет перевозить от 65 до 80 пассажиров со сверхзвуковой крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров без применения форсажного режима двигателей. Специально для самолета разрабатывают двигатель Symphony, который работает на синтетическом топливе. Перед постройкой полноразмерного прототипа самолета компания планирует отработать ряд технологий на прототипе XB-1 Baby Boom — уменьшенной версии самолета с двуместной кабиной. Размах крыла XB-1 составляет 5 метров, а взлетный вес около 6 тонн. В отличие от полноразмерного прототипа, демонстратор имеет только три двигателя в хвостовой части. Выкатка готового прототипа демонстратора технологий произошла в 2020 году, а первый полет планируется в середине 2023 года. На недавно завершившемся Международном аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже компания Boom Supersonic отчиталась о текущем прогрессе проекта и представила информацию о ключевых деталях конструкции самолета и двигателя. Например, топливная система Overture позволит контролировать положения центра тяжести за счет перераспределения топлива в зависимости от дозвукового или сверхзвукового режима полета. Она будет полностью совместима с синтетическим топливом, которое планируется использовать для двигателей Symphony. Гидравлическая система получит тройное резервирование. Управлять самолетом будущему экипажу придется с помощью боковых ручек (сайдстики). Помимо трех основных компьютеров, ответственных за управление на борту будет также резервный четвертый. На этапах взлета и посадки для улучшения обзора, которому мешает длинный заостренный нос самолета, будет использоваться вспомогательная видеосистема, входящая в комплекс бортовой авионики. Шасси самолета позволит использовать взлетно-посадочные полосы большинства современных аэропортов. https://www.youtube.com/watch?v=x6hk9ct9rpw Также на выставке представили новую информацию о внутреннем устройстве турбовентиляторного двигателя Symphony. Двигатель без форсажной камеры и имеет среднюю степень двухконтурности. Его оснастят вентилятором диаметром 183 сантиметра. Компрессор и турбина низкого давления имеют по три ступени, а компрессор высокого давления — шесть. Турбина высокого давления одноступенчатая. Максимальная тяга, развиваемая двигателем, составит около 160 килоньютонов. https://www.youtube.com/watch?v=0Vzt5l3DgHg&t=1s Согласно текущим скорректированным планам компании первый полет Overture должен произойти в 2027 году. Получение сертификата типа запланировано в 2029 году. В данный момент продолжается строительство помещений цеха в Северной Каролине, где планируется производить сборку. К самолету проявляют интерес крупные авиаперевозчики. Так, о своих планах на приобретение в общей сложности нескольких десятков Overture уже заявили такие авиакомпании как American Airlines, United Airlines и Japan Airlines. Подробнее о перспективах нового поколения сверхзвуковых самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».