Геологи описали день падения «динозаврового» астероида

Ученые описали первый день кайнозойской эры, события, которые случились в первые сутки после падения на полуостров Юкатан и в Мексиканский залив «динозаврового» астероида, сообщается в Proceedings of the National Academy of Sciences. По оценкам ученых, в течение первых нескольких часов в образовавшемся кратере скопился слой частично или полностью расплавленных пород толщиной около 130 метров. Менее чем через сутки его достигла отраженная волна цунами, которая принесла с собой гравий и уголь, образовавшийся во время лесных пожаров.

Около 66 миллионов лет назад, на границе мелового и палеогенового периодов, произошло самое известное из массовых вымираний. В результате на планете погибло до 75 процентов видов, в том числе динозавры. Причиной вымирания большинство исследователей считает падение астероида размером около 10 километров. В результате на полуострове Юкатан и в Мексиканском заливе образовался кратер Чиксулуб диаметром 180 километров и глубиной — 17-20 километров. Падение астероида привело к повышению вулканической активности, возникновению землетрясений и цунами, следы от волны цунами исследователи обнаружили на севере США. В результате столкновения произошел выброс в атмосферу сажи, пыли и серосодержащих соединений, которые вызвали резкое похолодание. Как показало исследование, выбросы сажи могли вызвать на Земле «ночь», которая продлилась 1,5 года.

Чиксулуб — единственный из известных на Земле кратеров, в котором сохранилось пиковое кольцо — каменный гребень, окружающий его центральную зону. В 2016 году для его исследования была организована международная Экспедиция 364 под руководством Джоанны Морган из Имперского колледжа Лондона и Шона Гулика из Техасского университета в Остине. Ее участники пробурили скважины на дне Мексиканского залива и взяли пробы на глубине от 500 до 1300 метров. Проанализировав пробы, ученые выяснили, как сформировалось пиковое кольцо, а позднее показали, что меньше, чем через 30 тысяч лет после падения астероида, в кратере уже обитал фитопланктон.

В новом исследовании ученые описали, что происходило в первые сутки после падения астероида. В первые минуты выброшенные вверх породы образовали пиковое кольцо. В течение десятков минут оно было покрыто примерно 40-метровым слоем импактитов — расплавленной брекчии (сложенной из обломков и сцементированной горной породы). Через несколько часов на пиковом кольце появился 90-метровый слой частично расплавленной брекчии, образованный в результате оседания пород и появления сейш (стоячих волн, которые возникают в частично или полностью замкнутых водоемах и приводят к возникновению цунами). Менее чем через сутки кратера достигла отраженная волна цунами, которая принесла с собой мелкий гравий. В слое гравия ученые обнаружили вкрапления угля, которые свидетельствовали о лесных пожарах, начавшихся после падения астероида.

По словам авторов, исследование пикового кольца Чиксулуба позволило восстановить хронику катастрофы с самого начала. «Это расширенная «летопись» событий, которую мы смогли восстановить с нуля. Она позволила нам взглянуть на процесс столкновения глазами очевидцев», — говорит Шон Гулик.

Ранее исследователи из Экспедиции 364 рассчитали, что падение «динозаврового» астероида могло привести к выбросу в атмосферу более 400 гигатонн углекислого газа и 300 гигатонн серосодержащих аэрозолей из осадочных пород.

«Фанкового червя» назвали древнейшей червягой