Генетики выяснили происхождение жителей Южной Азии

Генетики выяснили происхождение представителей древней Индской цивилизации, а также современных жителей Южной Азии, говорится в Science. Первые оказались потомками иранских фермеров и коренных жителей Южной Азии, родственных современным жителям Андаманских островов, а у части индийцев авторы нашли степное генетическое наследство, которого было непропорционально много у представителей высшей касты, брахманов. Брахманы знают санскрит, древний индо-европейский язык, который известен в Индии со II тысячелетия до нашей эры. Поэтому авторы исследования предположили, что индо-европейские языки в Южной Азии появились вместе со степняками.

Одной из самых значительных цивилизаций древности наряду с Египтом и Месопотамией была Индская (Хараппская) цивилизация. Она существовала примерно 5,3–3,3 тысячи лет назад на территориях современного Пакистана, северо-востока Индии и северо-востока Афганистана. Расцвет Индской цивилизации пришелся на период 4,6–3,9 тысяч лет назад, после чего начался постепенный ее упадок. Причинами упадка исследователи называют климатические изменения и засуху, землетрясения, либо вторжение индо-европейских племен из Центральной Азии, которое началось около 3,8 тысячи лет назад.

В одно время с Индской цивилизацией в Центральной Азии существовала Бактрийско-Маргианская цивилизация. В этом регионе жили другие народы, которые заимствовали технологии у соседей или мигрировали сами, таким образом способствуя распространению скотоводства и земледелия. В том числе это были кочевники, представители ямной культуры, которые жили в Понтийско-Каспийской степи. По одной из версий они говорили на праиндоевропейском языке, а когда мигрировали в Европу и Центральную Азию, то принесли с собой технологии и язык. Впрочем, позднее генетики предположили, что, скорее всего, индо-европейский язык появился в Индии вместе с другой группой переселенцев, которая мигрировала в Южную Азию либо раньше, либо позднее существования ямной культуры.

Происхождение представителей Индской цивилизации и пришедших им на смену народов до недавнего времени было изучено довольно плохо. Однако группа ученых из разных стран провела большое генетическое исследование и прояснила происхождение некоторых народов Южной Азии. В частности, исследователи определили происхождение жителей Южной и Северной Индии. Авторы секвенировали и проанализировали геномы 523 человек, живших в период 14 тысяч лет назад-300 лет назад на территориях современного Ирана, Казахстана, России, в Средней Азии (Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан), а также в Афганистане и Пакистане. Вместе с ними ученые проанализировали уже опубликованные геномы еще 393 древних людей. В качестве референтных они использовали геномы 1789 современных жителей Южной Азии и 1304 людей из других регионов.

Авторы разделили исследуемые геномы на три группы: людей, живших на территории современного Ирана и Средней Азии, в том числе представителей Бактрийско-Маргианской цивилизации; жителей сибирских лесов и центральноазиатских степей, и жителей Южной Азии.

Оказалось, что в период 7,4–5,7 тысяч лет назад на территории современного Пакистана и Северной Индии произошло смешение иранских фермеров и коренных жителей Южной Азии, родственных современным жителям Андаманских островов. Многие их потомки жили в период расцвета Индской цивилизации.  А около 4,1 тысячи лет назад в Средней Азии появились кочевники-скотоводы, родственные людям ямной культуры.

От редакции

В оригинальной версии заметки была допущена ошибка. Индийцы (жители Индии) были неверно названы индусами (приверженцы индуизма). Редакция приносит извинения читателям.

3–4 тысячи лет назад кочевые народы из Средней Азии мигрировали на юг и смешались с представителями Индской цивилизации. Современные жители севера Индии являются их потомками. Что касается современных индийцев, живущих на юге страны, они в большей степени оказались потомками коренных жителей Южной Азии и в меньшей — потомками древних иранских фермеров. Возможно, степного генетического наследства у них нет вообще.

Также авторы выяснили, что жители Южной Азии унаследовали гены в основном от степняков-мужчин. Причем непропорционально часто степное генетическое наследство встречается у представителей высших представителей индийского общества — брахманов (духовные наставники и религиозные деятели в Индии) и бхумихаров (рахманская каста влиятельных землевладельцев). Брахманы проводят богослужения на санскрите, древнем индо-европейском языке, который был известен в Индии со II тысячелетия до нашей эры. По мнению авторов исследования, то, что у брахманов много степного генетического наследства и они используют один из древнейших индо-европейских языков, — достаточные доказательства того, что индо-европейские языки в Южной Азии появились вместе с кочевниками, родственными людям ямной культуры.

Одновременно со статьей в Science тот же коллектив ученых опубликовал исследование в журнале Cell. В нем авторы показали, что представители Индской (Хараппской) цивилизации изобрели земледелие сами, а не заимствовали его у других народов.

В прошлом году группа генетиков построила «генетическую карту» кочевников, населявших евразийские степи в древности и средневековье. Ученые отследили судьбу скифов, появление в степи гуннов и тюркских народов. Им даже удалось выяснить, что гунны принесли с собой чумную палочку, которая через несколько столетий стала виновницей пандемии чумы.

«Формула грез»