Северные шотландцы оказались похожи на норвежцев больше южных

В геноме островитян с севера Шотландии оказалось около 20 процентов норвежского генетического наследства, сообщается в Proceedings of the National Academy of Sciences. У жителей более южных районов скандинавских генов оказалось намного меньше, около четырех процентов. Такие результаты показал анализ геномов шотландцев, других жителей Великобритании и Скандинавского полуострова. Также оказалось, что генетически шотландцев можно разделить на кластеры, которые примерно повторяют границы королевств пиктов и скоттов, существовавших в раннем средневековье.

После заселения Британских островов в эпоху палеолита, на них неоднократно появлялись переселенцы из материковой Европы. 5-6 тысяч лет назад на острова мигрировали неолитические фермеры. Их практически полностью вытеснили люди культуры колоколовидных кубков, которые появились на Британских островах в бронзовом веке. Последующие миграции частично меняли состав жителей отдельных регионов, но уже не замещали все население. Так, генетики связывают более высокий процент германского генетического наследства у жителей Южной Англии с вторжением англо-саксов в начале V века. А вторжение викингов на север Великобритании, Ирландию и северные острова сделало ирландцев и жителей Оркнейских островов более генетически похожими на норвежцев.

Ранее ученые уже проводили генетические исследования жителей Великобритании и Ирландии, но в них принимали участие в основном англичане и жители Ирландии и Уэльса. А шотландцев и жителей близлежащих островов было по сравнению с ними меньше. Британские и ирландские исследователи под руководством Джеймса Уилсона (James Wilson) из Эдинбургского университета решили исправить это упущение. Они собрали образцы ДНК людей из разных когорт, чтобы в выборке оказалось достаточное по сравнению с другими этническими группами число шотландцев, жителей Шетландских и Гебридских островов и острова Мэн. В результате ученые секвенировали и проанализировали геномы 2554 человек.

Ученые хотели выяснить, насколько велико генетическое разнообразие жителей разных районов Шотландии и близлежащих островов. Также они собирались сравнить геномы британцев и современных скандинавов, и определить уровень скандинавского генетического наследства у шотландцев и жителей северных островов архипелага.

Результаты анализа показали, что шотландцев можно разделить на несколько генетически различающихся кластеров: северо-восточный, юго-западный, жители приграничных с Англией областей, и Гебридских, Шетландских и Оркнейских островов. Причем границы кластеров примерно совпадали с границами средневековых королевств пиктов и скоттов. Первые из них находились на северо-востоке, а вторые — на юго-западе Шотландии. Жители пограничных областей генетически были больше похожи на англичан; жители гористого северо-востока делились внутри кластера еще на несколько групп, которые свидетельствовали об их изоляции в прошлом. Некоторые жители юго-западного кластера Шотландии были генетически похожи на северных ирландцев.

Авторы убедились, что у шотландцев есть норвежское генетическое наследство. Больше всего на скандинавов были похожи жители самых северных Шетландских и Оркнейских островов (18-23 процента норвежского генетического наследства). У жителей более южных Гебрид его было меньше, семь процентов; а у шотландцев с острова Великобритания около четырех процентов. Такие результаты хорошо согласуются с предыдущими исследованиями. Как оказалось, в Британию вторгались в основном викинги с запада Норвегии.

«Это удивительно, насколько длинны оказались тени шотландских королевств Темных веков, учитывая то, как ускорялось движение от промышленной революции к современной эпохе», — говорит Джеймс Уилсон. «Мы считаем, что во многом это связано с тем, что большинство людей вступает в брак с другими местными жителями и таким образом сохраняет генетическую идентичность».

Недавно генетики выяснили происхождение неолитических фермеров, которые появились в Британии около шести тысяч лет назад. Они оказались потомками мигрантов с берегов Эгейского моря, которые по Средиземноморскому побережью добрались сначала до Иберийского полуострова, а потом и до Британских островов.

Собери семью