Министерство обороны России решило возобновить проект разработки самолета-амфибии А-40 «Альбатрос», считавшегося крупнейшим в мире летательным аппаратом такого класса. Как пишут «Известия» со ссылкой на источники в военном ведомстве и авиационной отрасли, в ходе доработки проекта самолет будет модернизирован. На вооружении А-40 планируется использовать в качестве универсального противолодочного и спасательного самолета.
Гидросамолет А-40 разрабатывался Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом имени Бериева под обозначением Бе-42 в конце 1980-х — начале 1990-х годов. В 1993 году проект самолета закрыли из-за нехватки финансирования и отсутствия интереса со стороны Министерства обороны России. Самолет имел в длину 45,7 метра и размах крыла 42,5 метра. Максимальная взлетная масса «Альбатроса» составляла 90 тонн. Он мог развивать скорость до 800 километров в час и выполнять полеты на расстояние до пяти тысяч километров.
Как пишут «Известия», в настоящее время возобновление разработки самолета-амфибии А-40 находится на этапе согласования. Одновременно военные формируют тактико-технические требования к модернизированному гидросамолету. В случае, если все этапы согласования завершатся успешно, Министерство обороны России разместит заказ на поставку трех новых А-40. Ожидается, что в рамках возобновленного проекта А-40 получит системы обнаружения подводных лодок и обновленное бортовое оборудование. Другие подробности проекта пока не уточняются.
Следует отметить, что Министерство обороны России уже предпринимало попытку возобновить проект. В частности, в 2008 году военные планировали возобновить проект разработки «Альбатроса» в качестве универсального транспортного, спасательного и противолодочного самолета. В 2012 году военные объявили о закрытии проекта А-40. В 2016 году сообщалось о планах заменить все противолодочные самолеты Бе-12 гидросамолетами А-40 к 2020 году.
Сегодня крупнейшим в мире самолетом-амфибией пока является китайский AG600, разработка которого ведется с начала 2010-х годов. В настоящее время этот самолет проходит летные испытания. Длина китайского самолета-амфибии составляет 37 метров, а размах крыла — 38,8 метра. Максимальная взлетная масса самолета составляет 53,5 тонны. Гидросамолет может выполнять полеты на расстояние до пяти тысяч километров. AG600 способен перевозить до 50 человек и выполнять полеты на скорости до 570 километров в час.
В конце июля 2019 года начальник Главного штаба ВМФ России адмирал Валентин Селиванов заявил, что противолодочные самолеты-амфибии Бе-12 начали проходить модернизацию. В рамках проводящихся работ несколько самолетов уже получили новые бортовое радиоэлектронное оборудование, гидроакустический комплекс, детектор магнитных аномалий и вооружение. Бе-12 являются старейшими в составе российской морской авиации.
Бе-12 имеет в длину 30,1 метра и размах крыла 30,2 метра. Самолет способен выполнять полеты на скорости до 550 километров в час, а его боевой радиус составляет 650 километров. «Чайка» может нести противолодочное вооружение массой 1,5 тонны. Серийное производство Бе-12 велось до 1973 года; были выпущены в общей сложности 143 самолета. Сегодня в составе морской авиации ВМФ России числятся только 9 Бе-12.
Василий Сычёв
Офис руководителя эксплуатационных испытаний Пентагона пришел к выводу, что легкие внедорожники американской армии ISV неэффективны в бою и миссиях по сотрудничеству в области безопасности и сдерживанию против практически равных угроз. Как сообщает Breaking Defense, они тормозят стрельбу солдат по противнику.