Ученые провели полногеномный анализ ассоциаций с участием почти 500 тысяч человек и выделили пять генетических локусов, которые связаны с вероятностью гомосексуального полового контакта. Обнаруженные полиморфизмы, однако, объясняют такие контакты на 8–25 процентов, что не позволяет считать ориентацию работой исключительно одного или нескольких конкретных генов, пишут ученые в журнале Science.
Считается, что гомосексуальность во многом объясняется генетически: согласно некоторым исследованиям, сексуальная ориентация объясняется наследственно примерно на 30-40 процентов. На деле же изучение сексуальности с точки зрения генетики — вещь намного более комплексная: например, те гены-кандидаты гомосексуальности, которые ученые обнаружили в декабре 2017 года, могут объяснить только ориентацию мужчин (и то не целиком, а только частично — без учета других факторов), но не женщин.
Брендан Цич (Brendan Zietsch) из Квинслендского университета и его коллеги решили изучить вопрос генетического объяснения гомосексуальности более широко, а точнее — ответить на вопрос о том, существуют ли отдельные генетические маркеры, которые объяснили бы то, что люди (вне зависимости от пола) вступают в гомосексуальный половой контакт будучи либо гомосексуальны, либо бисексуальны.
Для этого ученые собрали данные о 477552 участниках двух крупных генетических исследований: UK Biobank и 23andMe. Для анализа авторы статьи собрали генетический материал, информацию о поле участников и их сексуальном предпочтении. Для простоты анализа последнюю переменную сделали бинарной: необходимо уточнить, что авторы сосредоточились не на сексуальной ориентации, а на том, был ли когда-то у каждого из участников половой контакт с лицом его или ее пола, участников по этому признаку разделили на «гетеросексуальных» и «негетеросексуальных». Анализ провели с помощью полногеномного поиска ассоциаций, который позволяет соотнести однонуклеотидные полиморфизмы (вариации в генах в один нуклеотид) с определенными чертами.
Всего ученым удалось выделить пять генетических локусов, которые могут быть связаны с сексуальным влечением к лицам того же пола: два оказались характерны только для мужчин, один — только для женщин, а два оказались общими. Несмотря на то, что обнаруженные корреляции оказались значимыми, они объясняли только от 8 до 25 процентов различий в сексуальности: это означает, что полученные данные не позволяют объяснить предпочтение к гомосексуальному половому контакту исключительно генетически. Также ученые отметили, что влияние обнаруженных генетических факторов по-разному проявляется между строго гетеросексуальными людьми, между людьми, вступавшими в половой контакт с лицами своего пола, и среди людей с разным количеством гомосексуальных половых контактов.
Что касается конкретных генов, то ученые, к примеру, обращают внимание на связь одного из обнаруженных для мужчин локусов, который коррелирует с экспрессией одного из варианта гена OR5A1, отвечающий за восприимчивость к запахам, а также вносит свой вклад в регуляцию половых гормонов.
Также ученые подробно рассмотрели генетическую корреляцию между гомосексуальным половым контактом и другими чертами, а также различными заболеваниями. Так, половой контакт с человеком своего пола генетически коррелировал с проявлением рискованного поведения (в него входят курение, потребление алкоголя и марихуаны) у мужчин и женщин, с наличием депрессии у мужчин и женщин, а также наличием тревожности у женщин. Кроме того, у женщин наблюдалась корреляция с количеством половых партнеров.
Генетика гомосексуальных контактов, заключают ученые, достаточно сложна и объяснить ее влиянием одного или нескольких генов нельзя: обнаруженные гены позволяют только частично объяснить наследуемость признака и однозначно предсказать по ним сексуальные предпочтения нельзя. Ученые настаивают на том, что к вопросу сексуальности следует относиться комплексно — учитывая не только генетические, но и внешние факторы.
Разумеется, в объяснении гомосексуальности наука обращается не только к генетике, но также, например, и к молекулярной биологии и теории эволюции. Прочитать об этом подробнее вы можете в нашем материале «Дарвиновский парадокс».
Елизавета Ивтушок