Археологи и генетики показали, что в одном из массовых погребений, сделанном после взятия Ярославля монголами в 1238 году, были похоронены близкие родственники. Как сообщается в пресс-релизе Института археологии РАН, поступившем в редакцию N + 1, на территории Ярославского кремля были похоронены женщина, ее дочь и внук. В соседнем коллективном захоронении были найдены останки их возможного родственника по материнской линии.
Нашествие монголов на Русь началось осенью 1237 года. Его возглавлял внук Чингисхана, Бату-хан (Батый). До этого монголы захватили соседнюю Волжскую Булгарию, земли половцев и аланов. Сначала войска Батыя захватили и сожгли Рязань и разорили Рязанское княжество, а потом двинулись вдоль берегов Оки и Москвы-реки, уничтожая прибрежные города. В январе 1238 года монголы сожгли Москву и разграбили ее окрестности, а в начале февраля взяли Владимир. После этого часть войска двинулась к Ростову через Кострому и Ярославль. Все эти города были разгромлены и сожжены, часть населения монголы убили, часть — взяли в плен.
В 2005 году в Ярославле начались охранные раскопки перед восстановлением Успенского собора, который находился в кремле. Он был построен в начале XIII века и разрушен в 1937 году. Менее чем за пять лет археологи нашли на территории ярославского кремля девять массовых захоронений и могилы 300 человек, умерших насильственной смертью.
Большинство коллективных погребений археологи нашли в руинах сгоревших хозяйственных построек и подклетях (нижних нежилых этажах жилых домов). Однако для одного из захоронений (номер 76) яму выкопали во дворе богатого деревянного дома. В ней были похоронены 15 человек, которых закопали без соблюдения обрядов, в качестве санитарной меры.
Среди останков умерших археологи нашли окаменевших личинок мух из рода Protoformia. Эти насекомые откладывают яйца в раны или отверстия на теле человека или других млекопитающих. Найденные личинки свидетельствовали о том, что тела к моменту погребения сильно разложились. Энтомологи определили их видовую принадлежность и рассчитали, при какой среднесуточной температуре личинки достигают данной стадии развития. Таким образом ученым удалось определить время погребения — конец мая или начало июня, то есть больше чем через три месяца после захвата города.
Многие похороненные в этой массовой могиле погибли насильственной смертью. У них на костях сохранились повреждения без следов заживления, нанесенные колющими и рубящими предметами. Часть костей обгорела — вероятно, во время вспыхнувшего после захвата города пожара.
Антропологи после изучения останков предположили, что часть этих людей могла быть родственниками. У некоторых из них обнаружили одинаковые анатомические черты: расщепление позвоночника, наличие лобного шва (соединяющего части лобной кости. У 90 процентов взрослых людей он отсутствует), остеомы (костные опухоли) на своде черепа.
У некоторых из них был кариес. Это могло указывать на высокий социальный статус умерших. Кариес развивается, если люди едят много пищи с высоким содержанием углеводов, например, меда или сахара, который в XIII веке был доступен только богатым людям.
По данным ученых, одна из умерших была женщиной 55 лет, матерью женщины 30-40 лет и бабушкой мужчины 20 лет. Еще один возможный представитель этой семьи, родственник по женской линии, был похоронен в соседнем коллективном погребении.
Ученые из Лаборатории исторической генетики, радиоуглеродного анализа и прикладной физики МФТИ под руководством Хариса Мустафина и Ирины Альборовой подтвердили предположение антропологов. Они проанализировали митохондриальный и ядерный геномы, выделенные из останков восьми человек. Одинаковые мутации в митохондриальном геноме и аутосомные маркеры показали, что трое похороненных в массовом погребении были родственниками. Анализ митохондриального генома указал и на возможное родство с ними мужчины из соседнего захоронения.
Судя по найденным артефактам, усадьба, во дворе которой были похоронены умершие, принадлежала богатым людям с высоким социальным статусом.
«Генетические исследования подтвердили родство троих из них. Вероятно, это были члены одной семьи, очевидно, зажиточной и обладавшей высоким статусом: это подтверждается археологическим местонахождением самой усадьбы в центре кремля, составом археологических находок внутри усадьбы (там даже была найдена одна вислая печать). Именно эта семья могла жить в богатой усадьбе, которая была раскопана археологами в трех метрах от погребения», — объясняет руководитель раскопок в Ярославле, заместитель директора ИА РАН Ася Энговатова.
В 1218 году Ярославль стал столицей удельного княжества. Незадолго до смерти ростовский князь Константин выделил его в удел своему старшему сыну Всеволоду. В 1238 году Всеволод погиб в битве с монголами на реке Сить. А недавно археологам удалось узнать имя его матери, супруги князя Константина. Судя по найденной рядом с руинами княжеских палат свинцовой печати с изображением святых Константина и Марии, Марией звали и княгиню.
Его сделали носители вучедольской культуры
Ученые из Сербии и Швеции повторно исследовали материалы, собранные во время раскопок древнего поселения больше ста лет назад. Среди артефактов они обнаружили одно редкое изделие из лучевой кости лебедя, которое изготовили носители вучедольской культуры еще в III тысячелетии до нашей эры. Возможно, оно представляло собой игольницу, рукоять орудия или же духовой музыкальный инструмент. Об этом сообщается в статье, опубликованной в International Journal of Osteoarchaeology.