Присутствие романтического партнера помогло снизить боль

Австрийские ученые выяснили, что благоприятно влиять на восприимчивость к боли может даже одно только присутствие романтического партнера без какого-либо — физического или вербального — контакта. Для этого они провели эксперимент с участием 48 пар, которые оценивали болевые ощущения от воздействия алгометра в присутствии партнера и без него. Анальгезирующий эффект от партнера, однако, зависел от уровня эмпатии участников, пишут ученые в Scandinavian Journal of Pain.

Социальная поддержка важна не только для психического благосостояния, но и для физического здоровья. В особенности это касается романтических партнеров: исследования показывают, что присутствие партнера, к примеру, может снизить давление в стрессовой ситуации. Тактильный контакт с партнером также снижает боль и синхронизирует активность мозга в паре: во многом поэтому, кстати, распространены партнерские роды.

Большинство исследований, посвященных анальгезирующему эффекту от присутствия партнера, однако, посвящены влиянию на процесс физического контакта или же вербальной поддержки. Стефан Дюшек (Stefan Duschek) из Частного университета здравоохранения, медицинской информатики и техники (Тироль, Австрия) и его коллеги решили проверить, обладает ли таким же эффектом только физическое присутствие партнера рядом.

В их исследовании поучаствовали 48 гетеросексуальных пар: никто из участников не страдал хроническими болями и не принимал анальгетики. Восприимчивость к боли измеряли с помощью алгометра — небольшого прибора с резиновым наконечником, который позволяет с разной силой давить на кожу (в случае этого эксперимента — на ноготь) и определять болевой порог. Каждый участник прошел эксперимент в одиночку и в присутствии своего партнера, но при этом — без какого-либо физического или же словесного контакта. Дополнительно участники также заполнили опросы на уровень своей эмпатии,

Ученые использовали несколько показателей восприимчивости участников к боли. Для того, чтобы отметить нижний и верхний болевые пороги, они попросили сообщить о первом появившемся болевом ощущении, тем самым измерив болевой порог, а затем — остановить экспериментатора, когда боль станет достаточно сильной (с помощью этого оценивалась восприимчивость к боли). Субъективные измерения проводились с помощью двух опросов: участников попросили отметить, насколько сильной была боль и насколько она была неприятна.

Мужчины в целом оказались менее восприимчивы к боли, чем женщины. Что касается влияния присутствия романтического партнера на болевые ощущения, то в паре наблюдалось значительное повышение болевого порога и уровня восприимчивости к боли, а также снижение неприятных ощущений от воздействия алгометра. При этом такой эффект коррелировал с показателями эмпатии у участников: среди тех, у кого они были более высокими, эффект от присутствия романтического партнера на болевые ощущения был значимее.

Ученым, таким образом, удалось показать, что романтический партнер может помочь облегчить болевые ощущения одним своим присутствием и вне физического или словесного контакта. Стоит уточнить, однако, что авторы никак не измеряли показатели социальной поддержки во время эксперимента: по сути, одно только присутствие человека социальной поддержкой не считается, но могут существовать некоторые показатели, которые ее наличие не исключают.

Присутствие романтического партнера, как известно, не всегда избавляет человека от одиночества, а в прошлом году ученые показали, что одинокие по собственным ощущениям люди предпочитают держать всех близких — партнеров, друзей и родственников — на большем расстоянии.

Активация новых нейронов гиппокампа у мышей улучшила память и настроение при болезни Альцгеймера