Китайские инженеры собрали первый летный образец перспективного пилотируемого частично многоразового космического корабля, который будет использоваться для доставки космонавтов на будущую орбитальную станцию. Предполагается, что корабль будет запущен на орбиту в беспилотном режиме во время первого полета ракеты «Чанчжэн-5 B» в конце 2019 или в 2020 году.
На сегодняшний день у Китая есть один пилотируемый космический корабль «Шэньчжоу», конструкция которого фактически основана на проекте советско-российского корабля «Союз». Первый полет этот космический корабль совершил в 2003 году. В последние несколько лет китайцы также работают над космическим кораблем нового поколения. В первую очередь он предназначен для отправки космонавтов на будущую модульную орбитальную станцию, но также он может быть использован и для полетов к Луне.
Аппарат будет состоять из двух частей: обитаемой капсулы и служебного модуля. Служебный модуль будет иметь многоразовую конструкцию, хотя тепловой щит на нем будет заменяться после возвращения на Землю. Корабль рассчитан на перевозку экипажа составом от двух до шести космонавтов. Его масса будет составлять от 14 до 20 тонн, в зависимости от модификации.
В 2016 году разработчики уже тестировали посадочную систему, отправив в космос макет корабля. Испытания были признаны успешными. Кроме того, позднее были проведены испытания со сбросом макета с самолета. Теперь инженеры собираются приступить к испытаниям полноценного космического корабля, сборка которого была недавно окончена.
Он отправится на орбиту во время первого полета тяжелой ракеты «Чанчжэн-5 B». Ранее «Чанчжэн-5» уже совершила один успешный и один неудачный полет, но тогда использовались модификации для вывода полезной нагрузки на геопереходную орбиту, а модификация B предназначена для вывода на низкую околоземную орбиту. В прошлом году представители китайской авиакосмической отрасли заявляли, что этот полет состоится в конце 2019 года, однако возможно, что его перенесут на 2020 год.
Помимо Китая пилотируемые космические корабли нового поколения также создают американские компании SpaceX и Boeing. SpaceX уже отправила свой корабль Crew Dragon в первый беспилотный полет к МКС, однако затем она потеряла его из-за взрыва на испытаниях, поэтому пилотируемый полет был отложен.
Григорий Копиев
При этом ориентация посадочного модуля IM-2 нерасчетная
Луноход MAPP компании Lunar Outpost и экспериментальная система связи от компании Nokia, как и другие полезные нагрузки на борту посадочного модуля IM-2 «Афина» компании Intuitive Machines, получают электропитание и способны отправлять и принимать команды с Земли. При этом команда модуля уверена, что после посадки в окрестностях южного полюса Луны ориентация «Афины» не вертикальна — возможно, он накренился. Более точную информацию можно будет получить, когда модуль передаст на Землю снимки, а орбитальный аппарат LRO снимет его с окололунной орбиты. Местоположение модуля относительно предполагаемого эллипса посадки на Луне также неясно, однако инженеры считают, что им удалось прилуниться на горе Мутон. «Афина» подзаряжает аккумуляторы и поддерживает связь с Землей, однако пропускная способность антенны с высоким коэффициентом усиления ограничена.