Сон с головой под крылом оказался опасным для садовых славок

Ученые выяснили, что садовые славки прячут голову под крыло, чтобы быстрее восстановить силы, но при этом они повышают риск стать добычей хищника. Для этого авторы исследования, опубликованного в Current Biology, отловили несколько славок на острове Понца и проследили за их поведением, а также измерили массу и температуру их тела и скорость дыхания.

Среди перелетных птиц много представителей воробьинообразных — небольших певчих птичек, которым перелет дается тяжело: парить они не умеют и вынуждены тратить много энергии на частые взмахи крыльями. Поэтому, чтобы восстановить силы, они часто делают остановки, во время которых спят и кормятся. На такие остановки приходится до 80 процентов от всего времени, проведенного в перелете, а чтобы уберечься от хищников, маленькие птицы летают по ночам, делая привалы днем, когда летать опаснее.

Андреа Ферретти (Andrea Ferretti) из Венского университета и его коллеги из Германии и США исследовали садовую славку (Sylvia borin), чтобы узнать, как маленькие перелетные птицы справляются с необходимостью накапливать силы, кормиться и спасаться от хищников во время миграций. Представители этого вида каждую весну путешествуют из Африки в Европу и Сибирь, делая по пути обязательную остановку на острове Понца неподалеку от побережья Италии (примерно после 500 километров полета над морем).

За два весенних сезона ученые отловили 63 славки, после чего взвесили их, взяли анализы крови, оценили их жировые запасы и мышечную массу, чтобы определить физическое состояние птиц после долгого перелета. Затем птиц посадили в клетки и стали наблюдать за поведением: оказалось, что более здоровые птицы спят в основном днем, а более худые и измотанные успевают поспать и ночью. Интересно также то, что здоровые, крепкие птицы спали в любое время суток держа голову перед собой, а вот более слабые всегда прятали ее под крыло.

Ученые предположили, что большая часть тепла уходит через голову, и, возможно, слабые славки избегают потерь, накрыв голову крылом. Чтобы проверить это, ученые поместили птиц в коробки с инфракрасными камерами. Оказалось, что птицы действительно излучают больше тепла через голову: соответственно, славка прячет голову под крыло во многом для того, чтобы меньше мерзнуть.

Далее ученые проверили интенсивность метаболизма птиц, для чего поместили их в респираторные камеры, которые позволяют замерить потребление кислорода — показатель скорости обмена веществ. Результаты показали, что более слабые птицы, которые спят, спрятав голову, потребляют меньше кислорода. Ученые измерили и частоту дыхания: она была ниже у славок, которые спят, убрав голову под крыло.

Снижение интенсивности обмена веществ у птиц, прятавших голову, авторы статьи трактовали как признак медленного сна. По-видимому, птицы, чье здоровье пострадало сильнее от тягот перелета, прячут голову и погружаются в глубокий сон, чтобы сохранить больше сил на дальнейшее путешествие.

Авторы статьи предположили, что славки со спрятанной голову больше подвержены риску нападения хищников. Они поместили птиц в камеры с одной стенкой, проницаемой для тепловизора, и наблюдали, как спящие испытуемые реагировали на шорох листьев и треск веток, которые должны были имитировать приближение хищника. Оказалось, что птицы, которые уснули, спрятав голову, просыпались от шума позже, чем те, которые спали с прямой головой.

Птицы, которые меньше вымотаны перелетом, идут на компромисс между необходимостью отдыха и безопасностью. Днем они спят, выпрямив голову, чтобы быть начеку на случай нападения, а ночью продолжают полет на север; те же, которые потеряли много энергии, не могут позволить себе такой энергозатратной бдительности. Чтобы сэкономить больше сил для путешествия, они погружаются в глубокий сон, спрятав голову под крыло и рискуя при этом стать жертвой хищника.

Разумеется, сон важен не только для садовых славок. Ранее мы уже писал о том, как сон помогает малькам рыбок данио-рерио восстанавливать поврежденную ДНК, спасает шведов от преждевременной смерти и делает подростков сообразительнее. С другой стороны, плодовые мухи могут спать всего по несколько минут в сутки — и ничего с ними не случается.

Максим Печорин