Копролиты рассказали о паразитах и инфекциях древних британцев

Британцы, жившие 2,9 тысяч лет назад в заболоченной местности, страдали от многочисленных инфекций, сообщается в журнале Parasotilogy. Причиной большинства из них были паразиты, которыми люди заражались, поев сырой или плохо приготовленной рыбы, моллюсков или лягушек.

В 2016 году британские археологи рассказали о находке «помпеев» бронзового века, найденных в карьере Маст Фарм на юго-востоке Англии. Поселение, построенное в IX веке до нашей эры, стояло на платформе на сваях в высохшей ныне реке. Оно существовало примерно в течение года, пока в нем не случился пожар, во время которого сваи прогорели и платформа с пятью домами упала на дно. Речной ил покрыл дома вместе со всем скарбом, и в анаэробной среде они прекрасно сохранились. Археологи нашли даже ткань из липовой коры и сплетенные из древесных волокон рыболовные сети, и деревянную посуду с остатками еды.

Останки насекомых и растений, найденные в поселении Маст Фарм, говорили о том, что вокруг реки находились заросшие осокой болота и ольховые леса, растущие во влажных местах. Течение реки было не быстрым, вода застаивалась и зарастала озерным камышом, желтыми кувшинками и рдестом. Также археологи нашли в поселении копролиты (четыре человеческих и семь собачьих) и собрали озерные отложения, которые Марисса Леджер (Marissa Ledger) из Кембриджского университета и ее коллеги проанализировали на предмет паразитов.

Исследователи нашли в копролитах людей и собак и в отложениях яйца паразитических червей широкого лентеца (Diphyllobothrium latum и Diphyllobothrium dendriticum). Ими можно заразиться, поев сырой или плохо приготовленной рыбы. Среди других паразитов оказался гигантский почечный червь (Dioctophyma renale), кишечные трематоды эхиностомы (Echinostoma) и нематоды из рода Capillaria, разные виды которых могут поражать кишечник, печень, мочевыделительную систему. Все они попадают в организм млекопитающих из сырой рыбы и других водных животных, в частности улиток и лягушек.

Авторы полагают, что застаивающиеся воды реки были благоприятной средой для развития паразитических червей, которые заражали рыбу и других водных животных, в частности моллюсков и земноводных. Дополнительную роль сыграла плохая гигиена и отсутствие туалетов. Фекалии и другие отходы попадали прямо в реку, и медленное течение уносило их не сразу. Судя по тому, что яйца паразитов нашлись и в человеческих, и в собачьих копролитах, жители поселения кормили домашних питомцев объедками со своего стола.

«Поскольку письменность появилась в Британии несколькими столетиями позже, вместе с римлянами, эти люди не могли записать, что с ними случилось. Это исследование позволяет нам понять, какими инфекционными заболеваниями страдали люди, жившие в болотистой местности», — объясняет Леджер.

Авторы исследования полагают, что плохая гигиена в британских «помпеях» способствовала передаче инфекции с фекалиями. Но как оказалось, от паразитов не всегда спасало даже наличие санитарных учреждений. Так древние римляне страдали от паразитов несмотря на большое количество общественных бань и туалетов.