Британская компания Malloy Aeronautics провела первые успешные испытания прототипа октокоптера, в котором вместо аккумулятора для питания двигателей с винтами используется компактная газовая турбина с электрическим генератором. Во время полета дрон издает звук менее 80 децибел.
В практически всех серийных мультикоптерах в качестве источника энергии используются литий-ионные аккумуляторы. Это делает конструкцию относительно простой и легкой, но обычно обеспечивает полет на протяжении получаса. Существуют также гибридные силовые установки для дронов, состоящие из двигателя внутреннего сгорания, генератора и бака с топливом. Такая конструкция позволяет аппарату находиться в воздухе гораздо дольше благодаря тому, что ископаемое топливо имеет более высокую плотность энергии, чем аккумуляторы. Например, в 2018 году китайские инженеры показали испытания гибридного дрона, который провел в воздухе 7 часов и 17 минут.
Британская компания Malloy Aeronautics создала прототип гибридного дрона, в котором вместо традиционного поршневого двигателя внутреннего сгорания используется газовая турбина, работающая на мазуте. Такой тип двигателя имеет преимущество перед поршневым двигателем благодаря более высокому соотношению мощности к массе, что важно для применения на мультикоптерах с небольшой массой полезной нагрузки.
За основу инженеры компании взяли серийный дрон собственного производства T80. Он имеет конструкцию октокоптера с четырьмя плечами, на конце каждого из которых с двух сторон располагаются два двигателя с винтами. Максимальная масса полезной нагрузки дрона составляет 30 килограммов, что позволило установить на него компактную газотурбинную установку для выработки энергии.
Разработчики не уточняют, какая газотурбинная установка используется в прототипе и каковы ее характеристики. Вместе с тем известно, что во время полета громкость звука дрона с работающей турбиной на расстоянии десять метров составляет менее 80 децибел. Авторы ролика отмечают, что в дроне не используется аккумулятор. Вероятно, в дроне все же установлен служебный аккумулятор для работы электроники, но энергия с него не подается на двигатели винтов.
Помимо дронов Malloy Aeronautics также разрабатывает ховербайки — аппараты, в которых пилот располагается сидя, подобно пилоту мотоцикла. Компания создала несколько прототипов ховербайка с тремя или четырьмя двигателями. В 2017 году один из прототипов начали испытывать американские военные, которые планируют использовать ховербайки для быстрой доставки боеприпасов и проведения разведки.
Григорий Копиев
Он позволяет подключать до шести роборук одновременно
Инженеры и дизайнеры из Японии разработали прототип модульной системы дополнительных носимых роборук JIZAI ARMS. Система состоит из базового блока, который надевается на спину как рюкзак, а уже к нему можно присоединять до шести роботизированных конечностей. Доклад с описанием разработки представлен в рамках конференции CHI ’23. Инженеры достаточно давно экспериментируют с носимыми дополнительными конечностями. Как правило, это роборуки, которые крепятся к торсу или спине человека и управляются либо им самим, либо оператором. Однако существующие прототипы чаще всего выполнены в виде одной руки или дополнительной пары — например, именно так выглядели роборуки, представленные в 2019 году группой инженеров под руководством Масахико Инами (Masahiko Inami) из Токийского университета. Теперь японские инженеры и дизайнеры под руководством Нахоко Ямамуры (Nahoko Yamamura) из Токийского университета при участии Масахико Инами разработали носимую систему JIZAI ARMS, которая поддерживает сразу шесть роборук. Система имеет модульную конструкцию, в основе которой находится базовый блок. Он надевается на спину человека как рюкзак и удерживается в плотном контакте с телом за счет нескольких ремней. Блок имеет шесть портов для установки быстросъемных робоконечностей. Порты попарно расположены в разных плоскостях чтобы установленные руки не мешали движению друг друга. Каждый порт имеет электрический разъем в центре и энкодер для определения угла, под которым прикреплена роботизированная рука. Масса базового блока составляет 4,1 килограмм. А общая масса системы вместе с четырьмя подсоединенными к терминалам руками достигает 14 килограмм. Длина роборук подбиралась такой, чтобы при вытягивании их вперед перед пользователем быть приблизительно равной длине его рук. Кисти роборук съемные и при необходимости их можно заменить захватами другого типа. Также дизайнеры постарались придать робоконечностям анатомическое сходство с человеческими руками. Система может управляться через приложение на персональном компьютере, а также с помощью контроллера, выполненного в виде уменьшенной вдвое копии базового модуля и присоединенных к нему роборук. Если пользователь или сторонний оператор изменяет положение рук на контроллере, то это приводит к аналогичным движениям робоконечностей на полноразмерном прототипе. Авторы отмечают сложность управления несколькими руками одновременно, для этого им приходилось задействовать сразу несколько операторов. В дальнейшем исследователи планируют изучить впечатления и ощущения людей от длительного ношения и использования модулей с дополнительными конечностями. https://www.youtube.com/watch?v=WZm7xOfUZ2Y На сегодняшний день отсутствие эффективных систем управления — главное препятствие на пути внедрения систем дополнительных носимых рук. Однако, как продемонстрировали инженеры из Японии, в будущем, возможно, удастся научить людей управлять дополнительными конечностями с помощью нейроинтерфейсов.