После встречи с хищными птицами у черношапочных гаичек наблюдаются изменения мозга и поведения, характерные для модели посттравматического стрессового расстройства у лабораторных животных. Это обнаружили канадские ученые, которые включили гаичкам крики хищных птиц, а затем пронаблюдали за их поведением в обществе других птиц в течение недели: оно отличалось повышенным страхом и активностью миндалевидного тела и гиппокампа. Полученные результаты могут пригодиться для улучшения модели расстройства у диких животных, пишут ученые в Scientific Reports.
Посттравматический синдром (также известный как посттравматическое стрессовое расстройство — ПТСР) развивается после пережитого стрессового события: участия в военных действиях, пережитого насилия или катастрофы, а также, как показали недавние исследования, и после тяжелой болезни.
Схожий стресс могут испытывать и животные: например, у морских котиков уровень гормона кортизола зависит от сезонных изменений в численности популяций акул. При этом непонятно, может ли такой стресс вызвать у животных симптомы, похожие на ПТСР у людей, или же их дальнейшая реакция на триггер (например, если они услышат звуки хищников) будет нормальной реакцией организма на возможную угрозу.
Разобраться в этом подробнее на примере черношапочных гаичек (Poecile atricapillus) решили биологи под руководством Лианы Занетте (Liana Zanette) из Западного университета (Онтарио, Канада). Для этого они в течение двух дней давали отдельным особям слушать звуки хищных птиц или их сородичей, после чего в течение еще одной недели проверяли их реакцию в естественных условиях, в которых птицы живут совместно.
Сосредоточиться ученые решили на двух маркерах, характерных для ПТСР: проявление страха в ответ на триггер (а точнее — своеобразное «застывание» при встрече с ним) и активность двух участков мозга, которые вовлечены в формирование и проявление синдрома (миндалевидное тело, отвечающее за негативные эмоции, такие как страх и грусть, и гиппокамп, который участвует, помимо эмоциональной обработки, в процессах памяти и внимания). Биологи оценили поведение с помощью наблюдений, а активность мозга — post mortem, изучив иммунный ответ в миндалевидном теле и гиппокампе (конкретно — факторы транскрипции c-Fos и ∆FosB, которые вовлечены в регуляцию стресса и экспрессируются сразу же после воздействия стимула или в течение некоторого времени).
От редактора
На самом деле миндалевидного тела у птиц нет, но функции его выполняет его гомолог (родственный участок) — ленточное ядро (nucleus taeniae). Для простоты и удобства авторы статьи все равно именуют этот участок миндалевидным телом, а мы (также для простоты и удобства) следуем их примеру.
Ученые заметили, что те птицы, которым давали слушать крики хищников, в ответ на предостерегающие крики своих сородичей (alarm calls) в шесть раз чаще показывали поведение, характерное для выражения страха: замирали и проявляли беспокойство. Что касается активности мозга, то у тех птиц, которым перед экспериментом давали послушать хищников, активность как в гиппокампе (p = 0,008), так и в миндалевидном теле p = (0,002) была выше — причем как в ответ на предостерегающие крики сородичей, так и в ответ на те же самые хищные крики.
По словам ученых, проявленное гаичками поведение и активность их мозга попадают под критерии, характерные для модели ПТСР на лабораторных животных (например, крысах), что говорит о том, что схожий синдром может наблюдаться и у диких животных. Авторы, таким образом, надеются, что их работа положила начало изучению ПТСР у животных в естественной среде обитания и его связи с эволюционно выстроенными реакциями на опасность.
Помимо изучения причин и особенностей ПТСР также важно и выяснить возможные эффективные пути его лечения. Так, может помочь поведенческая терапия, «экстази» и даже тетрис.
Елизавета Ивтушок