Планеты у звезды Тигардена назвали землеподобными

Астрономы пришли к выводу, что две недавно открытые планеты у близкой к Солнцу звезды Тигардена могут называться землеподобными, то есть гипотетически пригодны для существования жизни. Анализ компьютерных моделей показывает, что планеты обладают плотной атмосферой, а на их поверхности может существовать вода в жидком виде. Кроме того, температура поверхности одной из планет составляет от 0 до 50 градусов Цельсия. Статья опубликована в журнале The Astrophysical Journal Letters.

Об открытии двух экзопланет у звезды Тигардена, которая представляет собой старый тусклый красный карлик, расположенный в 12,5 световых годах от Солнца, было объявлено в июне этого года. Обе планеты находятся в зоне обитаемости и чуть больше Земли, оценки масс для них равны 1,25 и 1,33 масс Земли, а периоды обращения вокруг звезды составляют 4,91 и 11,4 земных дня. Ученые считают, что планеты могут быть каменистыми, имеют железное ядро или покрыты океаном.

Астрономы Амри Вандель (Amri Wandel) и Лев Таль-Ор (Lev Tal-Or) провели оценку пригодности к обитаемости новооткрытых планет. В частности, ученых интересовали параметры орбит, возможность наличия атмосферы и жидкой воды, их сохраняемость на планетах в течение долгого времени, а также активность звезды. Оказалось, что если учесть массу и возраст звезды и периоды обращения планет вокруг нее, то расстояния от них до звезды составляют, в среднем, 0,025 и 0,044 астрономических единицы, что указывает на ситуацию приливного захвата. В этом случае на планетах TGb и TGc не существует смены дня и ночи.

Наличие атмосферы у планет пока не подтверждено, однако, если она есть, даже тонкая (треть атмосферы Земли) газовая оболочка позволит переносить тепло с дневной стороны планеты на ночную, что не даст замерзнуть жидкой воде на поверхности. Тем не менее, из-за приливного захвата планеты не защищены протяженной магнитосферой от звездных ветров, что способствует потере атмосферы и жидкой воды, особенно на более ранних этапах жизни звезды, когда она была более активной. С другой стороны, в прошлом магнитное поле массивных планет, таких как TGb и TGc, могло быть более сильным, чем сейчас, а атмосфера обширнее. Моделирование предсказывает, что планеты типа Проксимы Центавра b могут сохранять землеподобную атмосферу на протяжении миллиарда лет и более, а восполнять ее могут различные наземные источники.

В итоге астрономы пришли к выводу, что по крайней мере на части поверхности экзопланет TGb и TGc может существовать жидкая вода, а малая активность звезды способствует сохранению у планет достаточно плотной атмосферы, похожей на земную. Кроме того, расчеты показывают, что температура поверхности TGb находится в диапазоне от 0 до 50 градусов Цельсия, а на TGc будет холоднее, чем на Марсе.

Ранее мы рассказывали про систему звезды TRAPPIST-1, расположенную в 40 световых годах от нас, у которой было найдено семь землеподобных планет. Их орбиты ученые превратили в музыку, а телескоп «Кеплер» показал эту систему крупным планом.

«Джеймс Уэбб» посчитал звезды в темной туманности Кирпич