Нападать на домашний скот могут не только хищники, но также и всеядные кабаны и травоядные слоны. Это выяснили американские ученые, которые опросили несколько сотен фермеров: четверть опрошенных в Мьянме и Кении сталкивалась со слонами, убивающими животных, а австралийские фермеры сообщили о трети ягнят, которых в отдельные годы убивали дикие свиньи. При этом слоны на скот нападают случайно, а вот кабаны — охотятся, пишут ученые в PLoS Biology.
Чаще всего на домашний скот нападают дикие хищники — псовые и кошачьи. Также известно и о нападениях хищных птиц (например, по всему миру на скот нападают орлы и грифы, а вот в Новой Зеландии плохая репутация у попугаев кеа) и даже приматов (они, однако, происходят довольно редко). Нападения хищников достаточно хорошо изучены, поэтому существует и довольно много методов решения этой проблемы: доступ им ограничивают с помощью отпугивателей, усиленной охраны животных, а также установки проволочных изгородей под электрическим током.
Как пишут Шари Родригес (Shari L. Rodriguez) и Кристи Сэмпсон (Christie Sampson) из Университета Клемсона, есть еще два вида, которые регулярно нападают на домашний скот и наносят серьезный ущерб фермерам: азиатские и африканские слоны и дикие свиньи (кабаны). Причины у них, однако, разные.
Слоны убивают домашних животных случайно, когда пытаются добраться до хранящегося в доме зерна или приходят кормиться на поля. Ущерб от этих посещений, однако, весьма велик: 25 процентов кенийских фермеров сообщили о том, что слоны убивали принадлежавший им скот. Также исследователи опросили 371 мьянманских фермера: о потерях рассказали пять человек, а еще у 63 человек (17 процентов) как минимум один из соседей, по их собственным словам, лишился из-за слонов домашнего скота.
А вот всеядные дикие свиньи убивают домашних животных не случайно, а ради пропитания: они едят телят, ягнят и козлят. Исследования, которые проводились в Австралии, показали, что в отдельные годы дикие свиньи убивали от 32 до 42 процентов новорожденных ягнят. При этом свиньи не только убивают домашний скот, но и могут заражать его опасными инфекциями.
Несмотря на серьезность проблемы, методам решения конфликтов между людьми, слонами и кабанами, по мнению авторов работы, не уделяется такого же внимания, как сохранению домашнего скота от хищников; также никак не решается проблема огромных убытков вследствие атак слонов и диких свиней. Ученые, поэтому, призывают обратить внимание на животных, которые не относятся к хищным видам, но при этом также могут нападать на домашний скот. Возможно, уточняют они, против них могут быть действенны те же методы защиты.
Ранее биологи придумали эффективный способ отпугивания африканских слонов от больших деревьев, которые те ломают и выворачивают с корнем во время кормежки. Животных отогнали от деревьев с помощью ульев с медоносными пчелами: насекомые кусают слонов в чувствительные места, после чего те предпочитают с ними не связываться.
Они могут дотянуться до глубоко залегающих резервов влаги
Во время экстремальной засухи лета 2018 года девственные леса Швеции оказались гораздо устойчивее вторичных лесов. Значение вегетационного индекса EVI2 для них меньше отличалось от усредненного за предыдущие 10 лет, чем у лесов, ранее подвергавшихся вырубкам. Это может быть связано с развитой корневой системой старых деревьев, которая способны добираться до глубоко залегающих резервов влаги, говорится в статье, опубликованной в журнале Environmental Research Letters. 60 процентов территории Швеции покрыто таежными лесами, большие площади которых вырубаются ради экспорта древесины. В результате разновозрастные леса, обладающие высоким биоразнообразием, замещаются одновозрастными насаждениями Pinus sylvestris (сосны обыкновенной) и Picea abies (ели европейской). И по распространению бореальных лесов, и по характеру землепользования Швеция очень похожа на Россию. На фоне глобального потепления все более частыми становятся засухи в высоких широтах, несущие угрозу таежным лесам. У ученых нет единого мнения об устойчивости девственных бореальных лесов к засухам. С одной стороны, в них растут старые и высокие деревья, и считается, что они более уязвимы к засушливым условиям. С другой стороны, в таких лесах не нарушен мохово-лишайниковый покров и присутствует валежник, а эти элементы лесных экосистем потенциально могут удерживать влагу. Ученые из Европейского космического агентства под руководством Джулики Вульф (Julika Wolf) исследовали состояние 348 первичных (девственных) лесов на территории Швеции во время экстремальной засухи лета 2018 года. Их отклик на засушливые условия с учетом топографии сравнивался с откликом окружающего их растительного покрова, сформированного вторичными лесами — теми, которые подвергались сплошным рубкам. Для этого авторы использовали спутниковые снимки Landsat, по которым рассчитывали вегетационный индекс EVI2. Оказалось, что в равных топографических условиях (положение на склоне или в низине, в прибрежной зоне или вдали от нее) первичные леса оказались гораздо более устойчивыми к засухам, чем вторичные. Значения EVI2 и различных статистических параметров в засушливых июле-сентябре 2018 года для них были близки к усредненным за предыдущие 10 лет нормальных условий. Ученые предположили, что важную роли в засухоустойчивости первичных лесов играют мощные корневые системы старых деревьев: они достигают резервов влаги, сосредоточенных в глубоких горизонтах. Ранее ученые выяснили, что в ближайшие десятилетия в Европе на фоне засух сосна Pinus sylvestris будет замещаться двумя видами дуба — Quercus pubescens и Quercus ilex. При этом высадка леса на 20 процентах неорошаемых земель Европы может помочь частично преодолеть последствия изменения климата и увеличить количество осадков в регионе на 7,6 процента.