Африканских слонов отогнали от деревьев пчелами

Биологи из Великобритании и ЮАР придумали, как отгонять слонов (Loxodonta africana) от больших деревьев и не позволять животным сдирать с них кору и ломать стволы. Как говорится в Biology Conservation, исследователи повесили на ветки деревьев ульи с роями агрессивных медоносных пчел (Apis mellifera подвид scutellata).

Популяция африканских слонов, живущих в национальных парках ЮАР, растет, и животные начинают негативно влиять на численность деревьев. Они обдирают кору, ломают ветки и стволы, и даже выворачивают деревья с корнем. Слоны предпочитают кормиться определенными видами больших деревьев, в частности, марулой (склерокарией или слоновьим деревом, Sclerocarya birrea). В результате, в некоторых районах Национального парка Крюгера численность этих деревьев сократилась на четверть. Надо сказать, что марулу любят не только слоны. Их листьями кормятся насекомые и жвачные животные, а плодами — павианы, верветки и бородавочники. На склерокариях живут насекомые и мелкие млекопитающие, гнездятся птицы.

Ранее исследователи пытались отогнать слонов от марул, оборачивая их стволы проволочной сеткой. Отчасти это помогало, но сетка не защищала деревья, если слоны ломали ветки склерокарий или выворачивали их с корнем.

Теперь биологи под руководством Робина Кука (Robin Cook) из Университета Витватерсранда, решили попробовать отпугивать слонов от деревьев с помощью пчел. Медоносные африканские пчелы агрессивны и кусают слонов в чувствительные места, в том числе за ушами и вокруг глаз. Поэтому слоны стараются с ними не связываться, и фермерам удавалось прогонять животных, разоряющих поле, ставя по краю пчелиные ульи. В 2015 году исследователи выбрали в парке Крюгера 150 взрослых склерокарий; на 50 из них они повесили улей с пчелиным роем, а на другую сторону дерева — пустой улей; 50 обмотали проволочной сеткой и 50 оставили в качестве контроля. Авторы статьи изучили «экспериментальные» деревья до начала эксперимента и затем проверяли их состояние ежемесячно на протяжении девяти месяцев.

В результате слоны повредили 54 процента деревьев из контрольной группы, 28 процентов обернутых сеткой деревьев (поломали ветки) и только два процента деревьев с ульями. Интересно, что пчелиный рой покидал 26 из 50 ульев в течение первых четырех месяцев эксперимента, а к концу осталось 22 активных улья. Несмотря на это, слоны не приближались к «пчелиным» марулам. Исследователи предположили, что их отпугивал запах насекомых и раскачивающиеся ульи.

В национальных парках Ботсваны похожая ситуация сложилась с охраняемыми популяциями львов. Хищники нападали на домашний скот, принадлежавший местным фермерам. В результате люди травили или отстреливали львов, но зоологи нашли другой способ отгонять львов от домашних животных: они нарисовали коровам глаза на заду. Львы охотятся из засады, и не любят, когда жертва замечает их раньше времени. На это и рассчитывали ученые.

Перекрестная иммунореактивность помогла при лечении меланомы