Второе зеркало Гигантского Магелланова телескопа отполировано и отправлено на склад

Работа над вторым зеркалом из семи для будущего Гигантского Магелланова телескопа завершена и оно успешно перевезено на склад в середине июля, где вместе с остальными зеркалами будет ожидать отправки в Южную Америку. Ожидается, что ввод в эксплуатацию телескопа начнется в 2027 году, хотя ранее назывался 2020 год, сообщается на сайте проекта.

Главного зеркало Гигантского Магелланова телескопа будет состоять из семи 8,4-метровых круглых сегментов (один в центре и шесть вокруг него) суммарной площадью 368 квадратных метров. Ожидается, что разрешающая способность телескопа будет в 10 раз лучше, чем у «Хаббла». Как и у всех современных телескопов, на GMT будет установлена система адаптивной оптики, корректирующая геометрию зеркал в реальном времени, чтобы скомпенсировать колебания проницаемости атмосферы. Телескоп будет располагаться на территории обсерватории Лас Кампанас в Чили, на юге пустыни Атакама, где царит благоприятный климат для наблюдений, а в год может быть более трехсот ясных ночей.

Отливка второго зеркала из стекла с низким коэффициентом температурного расширения (E6) была завершена 15 января 2012 года. Затем последовали стадии медленного охлаждения, очистки и полировки задней поверхности, а также работы над созданием передней поверхности зеркала в мае 2017 года. Окончательная форма полированного зеркала была изучена и одобрена инженерами только в июне 2019 года, размер неровностей на нем не превышает 25 нанометров. 17 июля 2019 года зеркало в транспортном контейнере было перевезено в аэропорт, откуда доставлено во временное хранилище, где уже находится первое зеркало.

На сегодняшний день полностью готовы два зеркала для GMT, третье находится на стадии тонкой полировки передней поверхности, четвертое зеркало прошло стадию грубой шлифовки задней поверхности. Пятое зеркало ждет своей очереди на грубую шлифовку, приемка шестого и седьмого зеркал ожидается в 2020 и 2021 году. Ранее предполагалось, что телескоп будет готов в 2020 году и станет на момент постройки самым крупным в мире, однако, из-за сложности изготовления зеркал дата завершения строительства переместилась на 2027 год.

В январе этого года было также закончено изготовление трехтонной заготовки для крупнейшего за всю историю наблюдательной астрономии вторичного зеркала для будущего 39-метрового телескопа ELT. Теперь зеркало проходит финальную шлифовку и полировку.

Квазипериодические рентгеновские вспышки объяснили частичным разрушением звезды сверхмассивной черной дырой