Британский студент составил словарь жестов для биологических терминов

Британский студент Лиам Макмалкин (Liam Mcmulkin) из Университета Данди в Шотландии создал небольшой словарь биологических терминов для британского жестового языка: в него вошли больше сотни новых сочетаний жестов. Все обозначения уже включены в словарь языка и используются в университетах на территории Шотландии, передает BBC.

Словари большинства жестовых языков достаточно ограничены и включают в себя, в основном, базовые термины, которые используются носителями в повседневной речи: например, это могут быть жесты для обозначения слов «мама» и «папа», личных местоимений и глаголов вроде «любить» и «есть». Для обозначения слов, для которых нет отдельных жестов, используется дактильная азбука: у каждого жестового языка есть свой алфавит, и сложные термины в них обычно «произносятся» в орфографической форме, то есть по буквам.

Недостаток дактильного обозначения сравнительно редких для языка терминов (в их число входят и имена собственные) заключается в том, что в необходимом слове может быть очень много букв, и это осложняет как его произнесение, так и понимание. Во многом это касается научных терминов: отсутствие общепринятых обозначений в жестовом языке может значительно осложнить как обучение студентов, так и коммуникацию в научном сообществе.

Словарь, составленный студентом-биологом Лиамом Макмалкиным, включает в себя больше сотни новых для британского жестового языка терминов. В новый словарь вошли понятия из области генетики, физиологии, цитологии, зоологии и смежных областей. При создании жестовых обозначений Макмалкин ориентировался на значения обозначаемых слов, а не на их написание. К примеру, жесты, которые обозначают слова «экзогенный» и «эндогенный», очень похожи: в них есть жест, означающий «организм», после чего говорящий жестами обозначает некий процесс, который, соответственно, приходит извне или происходит внутри организма.

Полный словарь включенных в язык биологических терминов, включающий разработанные Макмалкиным, доступен на сайте Эдинбургского университета.

Это не первое подобное научное расширение словарей жестовых языков. В 2017 году Международный астрономический союз представил словарь из 48 астрономических терминов, которые были переведены для носителей 30 жестовых языков.

Елизавета Ивтушок

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Маленькие дети использовали оба полушария для понимания речи

Для понимания речи здоровые дети используют оба полушария мозга, но по мере взросления роль правого постепенно снижается, а вот активность левого — не меняется, и оно занимает доминирующую позицию. Возможно, именно равнозначность работы двух полушарий позволяет детям легче восстанавливаться после черепно-мозговых травм, в ходе которых происходит задержка или потеря речи. К таким выводам пришли неврологи, которые с помощью фМРТ изучали активность мозга при восприятии речи 39 детей и 14 взрослых. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.