Горячая ванна или горячий душ, принятые за час или два до отхода ко сну, повысят качество ночного отдыха. Это установили американские ученые в рамках метаанализа 13 исследований, посвященных водным процедурам в рамках гигиены сна. Воздействие горячей воды температурой 40–42 градуса Цельсия помогло испытуемым быстрее заснуть и повысило качество их сна как по объективным, так и по субъективным показателям, пишут ученые в Sleep Medicine Reviews.
Свой вклад в регуляцию сна вкладывают практически все аспекты жизни человека. Так, сон может нарушиться из-за неправильного питания, повышенного уровня стресса, избытка искусственного освещения и многого другого (подробнее о бессоннице — о том, из-за чего она возникает и как ее предотвратить или побороть — вы можете прочитать в нашем материале «Хорошо твои слова баюкают»). Один из самых эффективных способов профилактики депрессии (в отсутствие неврологических и других заболеваний) — это качественная гигиена сна, вклющая в себя несколько простых и действенных процедур: отказ от кофеина во второй половине дня, легкий ужин, ограничение искусственного освещения, прогулка, а также — теплая ванна или душ. Что касается последнего, то этот способ улучшения качества сна изучен достаточно хорошо.
Систематизировать результаты работ, посвященных влиянию водных процедур на качество сна, решили ученые под руководством Ричарда Кастриотты (Richard Castriotta) из Научно-медицинского центра Техасского университета в Хьюстоне. Из 5322 медицинских исследований, посвященных теме сна, они отобрали 13 работ с достаточными для количественного анализа данными. Во всех них были использованы как субъективные оценки качества сна, которые давали сами участники, так и объективные, включающие в себя сомнографические измерения, проведенные в лаборатории и с помощью фитнес-трекеров.
Авторы обнаружили, что вечерний душ или ванна с температурой воды от 40 до 42 градусов Цельсия положительно влияют на качество сна: рассмотренные исследования указывают на увеличение периода медленного сна и времени, проведенного в постели, на повышение его эффективности (доли сна от проведенного в постели), а также на более быстрое засыпание и субъективное удовлетворение.
При этом статистическим значимым оказалось влияние водных процедур на эффективность сна (на 1,8 процента, p = 0,035) и время, необходимое для засыпания (после принятия ванны или душа — меньше на 8,6 минуты, p = 0,01). Оптимальным периодом для принятия горячей ванны оказался промежуток в один-два часа перед отходом ко сну, но следует уточнить, что этот вывод ученые сделали по результатам только двух работ, в которых информация о времени принятия ванны или душа была доступна.
Что касается физиологическим механизмов подобного влияния, то в будущих работах следует обратить внимания и на них: исследователи отмечают, что имеющихся сейчас данных недостаточно. При этом предполагается, что положительное влияние горячей ванны объясняется снижением температуры тела за счет того, что под воздействием высоких температур бóльшая часть поступающего тепла распространяется в конечности: поэтому, отмечают ученые, схожего эффекта можно добиться и с помощью ванны для ног.
Для тех, кого беспокоят нарушения, существуют и технологические решения. Например, в январе прошлого года нидерландский стартап Somnox представил роботизированную робоподушку, которая умеет успокаивающе «дышать» и играть мелодии.
Елизавета Ивтушок
Они должны применяться в сочетании с поведенческой терапией
Всемирная организация здравоохранения представила новые рекомендации по применению агонистов рецептора глюкагоноподобного пептида-1 (ГПП-1). Директор Отдела питания и пищевой безопасности организации Лус Де Рехиль (Luz De Regil) с коллегами опубликовал их обзор в JAMA: The Journal of the American Medical Association. Согласно этому документу, агонисты ГПП-1 официально рекомендованы для долгосрочного применения при ожирении у взрослых пациентов в сочетании с интенсивной поведенческой терапией для достижения максимального и стойкого эффекта. Рекомендации имеют статус условных, отражая, что препараты этой группы в сочетании с поведенческой терапией или без нее эффективны, но у их применения остаются ограничения, связанные с недостатком долгосрочных данных, стоимостью, готовностью систем здравоохранения, равенством доступа, контекстом применения и другими факторами.