Авиастроительный концерн Airbus представил концепт регионального пассажирского самолета Bird of Prey, элементы конструкции которого напоминают части тела хищных птиц. Разработчики отмечают, что концепт не будет воплощен в виде серийного самолета, но использованные при его разработке идеи могут пригодиться для создания будущих самолетов.
В последние десятилетия большинство пассажирских самолетов имеют схожую конструкцию с сигарообразным фюзеляжем и однокилевым хвостовым оперением с горизонтальными и вертикальным стабилизаторами. Эта схема хорошо зарекомендовала себя в пассажирской авиации, однако ее возможности по улучшению эффективности полета и других характеристик уже во многом исчерпаны, поэтому авиаконструкторы исследуют другие схемы компоновки самолетов.
Конструкторы из Airbus представили концепт Bird of Prey, в котором применено сразу несколько нетипичных решений. Концепт представляет собой региональный самолет, рассчитанный на перевозку 80 пассажиров на расстояние до 1500 километров. Он выполнен по схеме высокоплана. Большая часть консолей крыла имеет плоскую форму (вдоль), однако в основании они сильно изгибаются и крепятся к фюзеляжу по отдельности, в отличие от многих других высокопланов, в которых они соединены центропланом. Под крылом установлено четыре турбовинтовых двигателя — по два с каждой стороны.
Еще одной особенностью стали законцовки крыла и хвостовое оперение. Разработчики отмечают, что они выполнены наподобие перьев птиц. На каждом конце крыла установлено пять законцовок разной длины. Они представляют собой подвижные, а не статичные, элементы, с помощью которых можно управлять креном. Хвостовое оперение также состоит из нескольких сегментов, причем в нем не применяется вертикальный стабилизатор, что, по мнению разработчиков, должно снизить лобовое сопротивление.
Конструкторы заявляют, что применение необычных аэродинамических элементов, а также использование эффективной гибридной энергетической установки позволило бы снизить расход топлива таким самолетом на величину от 30 до 50 процентов по сравнению с аналогичными аппаратами. Тем не менее, компания не собирается воплощать этот концепт в таком виде.
Недавно нидерландские конструкторы представили еще более необычный концепт пассажирского самолета Flying V. Он имеет V-образный фюзеляж и выполнен по схеме смешанного крыла. Разработчики заявляют, что такой самолет сможет иметь такой же размах крыла и принимать на борт столько же пассажиров, как Airbus A350, но будет тратить на 20 процентов меньше топлива. Осенью 2019 года разработчики планируют представить летающий демонстратор технологий, на котором они будут проверять стабильность такой схемы в полете.
Григорий Копиев
EHang скоро станет первой компанией, которая получит сертификат типа на аэротакси
Китайская компания EHang объявила, что аэротакси EH216-S прошло все необходимые испытания и готовится к получению сертификата типа от Администрации гражданской авиации Китая в ближайшее время. Когда это произойдет, компания EHang станет первой в мире, получившей сертификат типа на электрическое аэротакси, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Под аэротакси сегодня понимают полностью электрические или гибридные летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой, способные перевозить несколько пассажиров на небольшие дистанции. Ожидается, что уже в недалеком будущем сервисы аэротакси станут важной частью городских транспортных сетей, что позволит снизить нагрузку на существующий общественный транспорт и уменьшит пробки на дорогах. Многие из разрабатываемых сегодня прототипов аэротакси находятся на завершающих стадиях летных испытаний, а создающие их компании соревнуются за первенство прохождения сертификации, которая откроет им дорогу к полноценному серийному производству и выходу на рынок. Китайская компания EHang объявила о завершении летных испытаний своего двухместного беспилотного аэротакси EH216-S в рамках программы сертификации, которая длилась 30 месяцев с января 2021 года. Компания ожидает получения сертификата типа, подтверждающего соответствие конструкции летательного аппарата стандартам безопасности, от Администрации гражданской авиации Китая в самое ближайшее время. Кроме того, китайским регулятором была одобрена к использованию облачная система, разработанная компанией для управления парком беспилотных воздушных такси. Разработка модели аэротакси EH216-S ведется с 2018 года. Это двухместный полностью электрический летательный аппарат, выполненный по схеме мультикоптера с 16 винтами, установленными парами на восьми лучах рамы. Аппарат способен перевозить до 220 килограммов груза на расстояние до 30 километров с максимальной скоростью 130 километров в час. Модель полностью автоматическая и в кабине, рассчитанной на двух пассажиров, отсутствуют органы управления (за исключением сенсорного экрана, через который происходит взаимодействие пассажиров с аппаратом, например, выбор маршрута). Тем не менее в целях безопасности аэротакси может управляться дистанционно оператором компании. За прошедшие несколько лет предсерийные прототипы EH216 уже налетали около 10000 часов, выполняя небольшие экскурсионные полеты в туристических местах. Также 17 августа в докладе о финансовых отчетах за второй квартал EHang подтвердила, что начала предварительные поставки аэротакси в Китае. Например, как минимум 16 двухместных аэротакси уже были поставлены заказчикам в первой половине 2023 года. Китайский регулятор разрешил использовать эти транспортные средства в некоторых определенных местах для тестирования, обучения и демонстрационных полетов. https://www.youtube.com/watch?v=xHPTtXIVxj4 За пределами Китая одним из наиболее близких к получению сертификата типа стал прототип аэротакси от компании Joby Aviation. Недавно Федеральное управление гражданской авиации США разрешило начать летные испытания серийного прототипа этого аэротакси. Если все пройдет успешно, то компания планирует пройти сертификацию и начать поставки заказчикам в 2025 году.