Нидерландские инженеры представили концепт пассажирского самолета Flying V, выполненного по схеме смешанного крыла с V-образным фюзеляжем. Разработчики отмечают, что самолет, выполненный по такой схеме, сможет принимать на борт столько же пассажиров и иметь размах крыла, как у Airbus A350, но будет тратить в полете на 20 процентов меньше топлива. Осенью 2019 года разработчики представят летающий демонстратор технологий для испытаний на стабильность при полете на низкой скорости, сообщается на сайте Делфтского технического университета.
Большинство широкофюзеляжных и узкофюзеляжных пассажирских самолетов имеют схожую конструкцию низкоплана с однокилевым оперением, сигарообразным фюзеляжем и двигателями, подвешенными под консолями крыла. Считается, что, используя такую схему, добиться существенного увеличения топливной эффективности полета по сравнению с уже существующими самолетами крайне трудно. Из-за этого некоторые конструкторы предлагают использовать другие схемы, в том числе схему летающего или смешанного крыла.
Схема летающего крыла подразумевает отсутствие фюзеляжа, роль которого выполняет само крыло. Смешанное крыло отличается от этой схемы тем, что в нем все же можно выделить фюзеляж и консоли крыла, хотя между ними нет четкой границы. Одним из наиболее типичных самолетов со схемой смешанного крыла можно назвать экспериментальный самолет Boeing X-48. Обе схемы имеют схожие преимущества, в том числе сниженное лобовое сопротивление и относительно большая подъемная сила, но также обладают и недостатками в виде сложности управления и менее стабильного полета.
Представленный Делфтским техническим университетом и авиакомпанией KLM проект отчасти напоминает проект X-48, но также имеет серьезные отличия от него, а также других летательных аппаратов. В нем фюзеляж имеет V-образную форму, благодаря чему в середине он разделяется на две части. На верхних частях внутренних поверхностей V-образного фюзеляжа установлены турбовентиляторные двигатели. В задней части половины фюзеляжа плавно переходят в консоли крыла с законцовками.
Самолет будет иметь длину 55 метров и размах крыла 65 метров, а также высоту 17 метров. Внутренний объем самолета, пригодный для грузов составит 160 кубических метров. Самолет сможет принимать на борт 314 пассажиров. Разработчики отмечают, что эти параметры аналогичны параметрам дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета Airbus A350, но Flying V будет потреблять на 20 процентов меньше топлива благодаря сниженному аэродинамическому сопротивлению и массе.
Стоит отметить, что пока представленный самолет — лишь проект, существующий в виде рендеров. Тем не менее, уже в октябре разработчики собираются продемонстрировать летающий прототип, на котором будет отрабатываться полет на низкой скорости. Во время испытаний инженеры будут проверять стабильность полета в таком режиме, характерном для взлета и посадки.
Проекты самолетов со схемой летающего или смешанного крыла получили активное развитие в последние годы. В России схема летающего крыла используется в проекте перспективного ударного беспилотника С-70 «Охотник-Б». Ожидается, что самолет будет иметь взлетную массу 20 тонн и дальность полета шесть тысяч километров. Прототип самолета уже прошел испытания с подскоками от взлетно-посадочной полосы весной 2019 года, а первые испытания с полноценным полетом должны состояться летом, причем они будут проходить в автономном режиме.
Григорий Копиев
Федеральное управление гражданской авиации США во вторник заявило, что отзывает свое предложение разрешить компании FedEx установить на самолеты A321-200 лазер инфракрасного диапазона. Как сообщает Reuters, управление решило, что нужно провести дополнительное внутреннее исследование по этому поводу.