Особенности строения зубов помогли опознать предка большой белой акулы

Палеонтологи обнаружили предка ламнообразных (к этому отряду относятся большая белая акула и мегалодон), сообщается в Scientific Reports. Ученые выяснили, что у ламнообразных и акулы Palaeocarcharias stromeri, обитавшей 145–152 миллиона лет назад, одинаковое строение зубов, характерное для этого отряда.

К отряду ламнообразных относятся крупные океанические акулы, обитающие в тропических и умеренных водах, которые питаются костными рыбами и млекопитающими. В отряд входит семь современных и несколько вымерших семейств. В том числе к ламнообразным относится белая акула (Carcharodon carcharias) и крупнейшая из известных акул, мегалодон (Otodus megalodon), вымерший около 2,6 миллионов лет назад. Древнейшим представителем отряда считается акула Heterodontus polonicus, обитавшая в начале мелового периода (133–140 миллионов лет назад). Однако происхождение ламнообразных до сих пор не ясно. Возможный их предок, акула Palaeocarcharias stromeri, которая обитала в конце юрского периода (145–152 миллиона лет назад), относилась то ли к ламнообразным, то ли к кладе, объединявшей отряды ламнообразных и кархаринообразных.

При изучении хрящевых рыб палеонтологи располагают довольно скудным материалом (обычно это окаменелости зубов), так как состоящий из хрящей скелет обычно не сохраняется. Поэтому ученые вынуждены описывать вымершие виды по морфологии коронок и корней зубов. Ранее исследователи обнаружили у близкородственных отрядов кархаринообразных и ламнообразных три гистологических типа зубов. У большинства кархаринообразных акул под эмалью зуба содержится ортодентин — плотно упакованный дентин, (ткань, состоящая из гидроксилапатита, коллагена и воды). Из ортодентина состоят зубы у большинства позвоночных, в том числе человека. У одного из представителей кархаринообразных, Hemipristis elongata, зубы состоят как из ортодентина, так и из остеодентина — эта ткань с сосудистыми канальцами по структуре похожа на пластинчатые кости. А у акул из отряда ламнообразных ортодентин в зубах отсутствует вовсе, его полностью заменил остеодентин.

Палеонтолог Патрик Джамбура (Patrick L. Jambura) из Венского университета и его коллеги из Австрии, Швейцарии и Великобритании сделали микрокомпьютерную томографию и проанализировали гистологические типы зубов у 11 видов современных, семи видов вымерших ламнообразных акул и возможного предка отряда, Palaeocarcharias stromeri — придонной акулы, не превышавшей одного метра в длину.

Результаты анализа показали, что у всех акул, в том числе у P. stromeri, в зубах не было ортодентина, его полностью заменил остеодентин. «В зубах почти всех позвоночных животных, от рыб до млекопитающих, в том числе всех современных акул, за исключением ламнообразных, есть ортодентин», — объясняет Патрик Джамбура. «Обнаружение уникальной структуры зубов у ископаемой акулы Palaeocarcharias свидетельствует о том, что мы обнаружили предка большой белой акулы и показывает, что даже эта гигантская акула начинала с малого».

Недавно исследователи нашли в музейных коллекциях неизвестный вид близких родственников ламнообразных, кархаринообразных акул. Но, вероятнее всего, он уже вымер. Carcharhinus obsolerus или потерянную акулу не видели с 1930-х годов.

Первые глубоководные рыбы появились более 120 миллионов лет назад