Телескоп TESS открыл свою самую маленькую экзопланету

Астрономы при помощи космического телескопа TESS открыли три небольшие экзопланеты у красного карлика, расположенного относительно недалеко от Земли. Размеры и массы новооткрытых планет сравнимы с земными, однако ни одна из них не находится в «зоне обитаемости». Статья об открытии опубликована в журнале The Astronomical Journal, кратко о работе рассказывает NASA.

Космический телескоп TESS ищет экзопланеты методом транзитной фотометрии — он отслеживает небольшие изменения блеска звезды при прохождении планеты по ее диску. Основными целями для аппарата являются яркие звезды на расстоянии от 30 до 300 световых лет от Земли. Найденные кандидаты в экзопланеты становятся целями других обсерваторий (как наземных, так и орбитальных), которые изучают их более детально. За первые полгода работы телескоп обнаружил более 280 кандидатов в экзопланеты, из которых 20 уже были подтверждены.

Веселин Костов (Veselin Kostov) из Космического центра имени Годдарда и его коллеги по итогам анализа данных с TESS и нескольких наземных обсерваторий сообщили об открытии трех экзопланет в системе яркого карлика L 98-59 спектрального класса M, масса которого составляет 0,31 массы Солнца, а радиус — 0,31 солнечного. Звезда находится на расстоянии около 35 световых лет от Солнца в созвездии Летучей Рыбы, ее эффективная температура оценивается в 3367 кельвинов, а cветимость в тысячу раз меньше солнечной.

Радиус самой близкой к звезде экзопланеты L 98-59b составляет 0,8 радиуса Земли. Это самая маленькая планета, открытая TESS, однако не самая маленькая из известных на сегодняшний день: телескоп «Кеплер» обнаруживал экзопланеты в два раза меньше Земли. Ее средняя масса оценивается примерно в 0,5 массы Земли, но она получает в 22 раза больше излучения от звезды, чем Земля от Солнца. L 98-59c, лежащая чуть дальше от звезды, совершает один оборот вокруг нее за 3,7 дня, ее масса составляет 2,4 массы Земли, радиус — 1,35 радиуса Земли, а поток получаемого ей излучения от звезды в 11 раз больше, чем получаемый Землей от Солнца. Год на самой дальней от звезды планете L 98-59d длится 7,5 дней, ее масса составляет 3,4 массы Земли, а радиус — 1,59 радиуса Земли, она получает в 4 раза больше излучения от звезды, чем Земля от Солнца.

Ни одна из этих экзопланет не находится в «зоне обитаемости», где на их поверхности может существовать жидкая вода. Однако все они находятся в «зоне Венеры», где планеты, обладающие плотной атмосферой, будут находиться под влиянием безусловного парникового эффекта. С этой точки зрения L 98-59d может представлять собой каменистую планету, похожую на Венеру, или мини-Нептун, обладающий твердым ядром.

Система из яркой звезды, подобной тем, которые составляют три четверти звездного населения Млечного Пути, и трех землеподобных планет с почти одинаковым размером является хорошей целью для дальнейших спектроскопических наблюдений при помощи космического телескопа «Джеймс Уэбб», определения точных масс планет и изучения динамики движения планет в системе.

Ранее мы рассказывали о том, как астрономы нашли «запрещенную» экзопланету и открыли экзопланеты с периодом обращения в десятки лет, а также о четырехлетнем таймлапсе движения планеты Беты Живописца b.

Астрономы нашли кандидата в дважды детонирующую сверхновую типа Ia