Палеогенетики проследили преемственность европейских неандертальцев в течение 70 тысяч лет

Неандертальцы, жившие в Европе около 120 тысяч лет назад, были генетически похожи на поздних европейских неандертальцев, живших через 70 тысяч лет после них, а не на современную им алтайскую популяцию, говорится в Science Advances. В то же время одна из популяций европейских неандертальцев долгое время либо оставалась в изоляции, либо смешивалась с родственниками или предками людей современного типа — об этом свидетельствует митохондриальный геном жившего 120 тысяч лет назад неандертальца.

Как показали находки в испанской пещере Сима де лос Уэсос, неандертальцы жили на западе Евразии около 430 тысяч лет назад. А исчезли они около 30 тысяч лет назад. Согласно прошлогоднему исследованию, в конце своего существования неандертальцы в Европе и Центральной Азии представляли собой единую группу, общий предок которой жил около 97 тысяч лет назад. Однако замена одной популяции на другую в какой-то момент все же произошла. Об этом свидетельствуют геном девочки, дочери неандерталки и денисовца, которая жила около 90 тысяч лет назад, и женщины-неандерталки, жившей около 120 тысяч лет назад. Останки обеих нашли в Денисовой пещере. Женщина относилась к популяции алтайских неандертальцев, а девочка генетически была ближе к европейской популяции, а не алтайской. То есть когда-то, возможно, между 90 и 120 тысячами лет назад, на Алтае произошло замещение алтайской популяции неандертальцев на европейскую.

Палеогенетики во главе со Сванте Пэабо (Svante Pääbo) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка попытались выяснить, когда произошла смена популяций. Им удалось частично реконструировать ядерный геном двух неандертальцев, живших примерно 124 и 127 тысяч лет назад на территории современной Германии и Бельгии. Митохондриальные геномы этих неандертальцев были расшифрованы ранее (1, 2). В качестве референтных ученые использовали геном неандертальца и неандерталки, которые жили около 50 тысяч лет назад на территории современной Хорватии и Алтая, соответственно.

Оказалось, что неандертальцы, жившие в Европе 120 тысяч лет назад, были генетически ближе к поздней европейской, а не жившей в одно время с ними алтайской популяции. То есть замена алтайской популяции на европейскую, видимо, произошла позднее. При этом выяснилась еще одна интересная вещь. Как показали более ранние исследования, митохондриальный геном неандертальца, жившего на территории Германии, отличался от генома и его современника, и поздних неандертальцев. Популяция, к которой он относился, отделилась от других неандертальцев около 270 тысяч лет назад. А анализ ядерного генома подобного разделения не показал.

Чтобы объяснить это несоответствие, авторы предложили два сценария. Предки неандертальца, жившего на территории современной Германии, могли относиться к популяции, которая долгое время была изолирована. Возможно, она отделилась от остальных во время ледникового периода 135-190 тысяч лет назад, а позднее, во время потепления и после таяния ледников, неандертальцы из этой популяции снова стали смешиваться с другими. Возможно, популяции начали контактировать, когда неандертальцы, жившие во время ледникового периода в Южной Европе или на Ближнем Востоке, после потепления переселились в Центральную Европу.

Согласно второму сценарию, «германская» популяция неандертальцев могла смешиваться с родственниками или предками людей современного типа. Судя по митохондриальному геному, древнейшие европейские неандертальцы из пещеры Сима де лос Уэсос, жившие 430 тысяч лет назад, и, возможно, другие ранние неандертальцы, были больше генетически похожи на денисовцев, чем на людей современного типа. А митохондриальный геном поздних неандертальцев, наоборот, был больше похож на геном людей современного типа. Поэтому, возможно, что часть европейских неандертальцев, в том числе и «германская» популяция, смешивалась с родственниками или предками людей современного типа.

Вероятно, неандертальцы смешивались с людьми современного типа (а не с их родственниками или предками) не единожды. В первый раз — вскоре после выхода Homo sapiens из Африки, второй, после их разделения на европейскую и азиатскую популяции.

Палеогенетики идентифицировали останки двух представителей рода Батори