Низкоуглеводная диета помогла при метаболическом синдроме даже без снижения веса

Низкоуглеводная диета может улучшить состояние при метаболическом синдроме и без потери веса. Это выяснили американские ученые, проведя исследование с участием 16 человек, которые в течение трех месяцев сидели на диетах с разным соотношением белков, жиров и углеводов. Половина участников больше не попадала под необходимые для диагностики метаболического синдрома критерии, сообщается в статье, опубликованной в JCI Insight.

Один из явных признаков метаболического синдрома — ожирение, а в особенности — большое скопление жира в области талии. Сам по себе лишний вес, однако, нельзя считать достаточным для диагностики: при синдроме также наблюдаются инсулинорезистентность и нарушение обмена жиров и углеводов в организме.

При этом самое распространенное лечение метаболического синдрома — это именно снижение веса за счет физических нагрузок и диеты. Ученые под руководством Паркера Хайда (Parker Hyde) из Университета штата Огайо решили проверить, может ли изменение диеты повлиять на метаболический синдром без снижения массы тела.

Участники исследования (всего их было 16: у каждого был диагностирован метаболический синдром) в течение трех месяцев по очереди сидели на трех диетах: с низким, высоким и средним содержанием углеводов по отношению к жирам и белкам. Для поддержания изначальной массы тела им необходимо было потреблять 2950 килокалорий ежедневно. Между всеми тремя диетами был двухнедельный период, во время которого участники могли питаться так, как они привыкли.

Ученые выяснили, что, по сравнению с другими диетами, низкоуглеводное питание положительно сказалось на избавлении от симптомов метаболического синдрома: улучшился процесс окисления жиров (p < 0,001), уменьшилась концентрация жиров (p = 0,006), уровень глюкозы (p = 0,023) и липопротеинов высокой плотности (так называемого «хорошего» холестерина — p = 0,009) в крови. Что касается абсолютных цифр, то половина участников после четырехнедельной низкоуглеводной диеты больше не попадала под критерии, необходимые для диагностики синдрома. Интересно, что эффект наблюдался даже несмотря на то, что низкоуглеводная диета также отличалась и очень большим содержанием жиров. Вес участников во время эксперимента не изменился.

На основе результатов своего эксперимента ученые вынесли предположение о том, что ведущим показателем метаболического синдрома является не увеличение жировой массы, а неспособность к нормальному усваиванию углеводов. Поэтому снижение потребляемых углеводов, по их мнению, может положительно сказаться на здоровье человека и уменьшить риск развития диабета и сердечно-сосудистых заболеваний, которые часто сопровождают метаболический синдром.

Питание может влиять и на другие признаки, характерные для метаболического синдрома. Месяц назад другая группа ученых показала, что ежедневное потребление сушеной голубики, эквивалентной 150 граммам свежих ягод, может существенно улучшить здоровье сердца.

В 2019 году в мире зарегистрировали почти 70 миллионов случаев иммуноопосредованных воспалительных заболеваний