Древние кельты оказались любителями импортного вина и местного пива

Древние кельты пили виноградное вино, привезенное из Средиземноморья, а также местное ячменное пиво и напитки на основе березового сока. Употребление алкоголя зависело от статуса: беднякам приходилось довольствоваться просяным пивом. К таким выводам пришли ученые, которые проанализировали содержимое керамических сосудов, найденных в кельтском поселении на востоке Франции, говорится в PLoS ONE.

Кельтское поселение около деревни Викс на востоке современной Франции существовало в течение нескольких веков, приблизительно с VII века до нашей эры до поздней Античности (III–V века нашей эры). При раскопках археологи нашли остатки укреплений (стены вокруг поселения были высотой до восьми метров) и рва, а внутри них следы земляных домов, а также домов и хранилищ, построенных на сваях. Одно из строений представляло собой жилой комплекс из 2–3 зданий размером 35×21 метр и высотой 12 метров. Ученые назвали его «дворцом Леди из Викса» — представительницы местной элиты, жившей в конце VI–начале V веков до нашей эры. Ее могилу нашли в некрополе рядом с поселением. При раскопках поселения помимо украшений и оружия археологи нашли более 40 тысяч керамических горшков, кубков, чаш и их фрагментов. Часть из них была местного производства, сосуды с красно- и чернофигурной вазописью импортировали из Аттики. Некоторые амфоры и чаши приехали из греческой колонии Массалия (ныне Марсель) и из других частей Средиземноморья.

Чтобы изучить рацион и торговые связи кельтов Максим Ражо (Maxime Rageot) из Мюнхенского и Тюбингенского университета и его коллеги из Германии, Франции и Швейцарии исследовали следы содержимого 99 керамических сосудов из Викса, 83 из них были местного производства. Предназначение их было разным: горшки для приготовления пищи, сосуды для хранения, кубки, чаши. Часть из них была сделана вручную, часть — на гончарном круге. Некоторые сосуды нашли в домах богатых жителей поселения (или рядом с ними), часть — в домах бедняков. Ученые собрали осадок со стенок сосудов и проанализировали его состав с помощью масс-спектрометрии.

Авторы обнаружили целый спектр органических веществ, которые могли быть биомаркерами животных жиров, в том числе молочных продуктов, пчелиного воска, растительных масел и воска, смолы, продуктов из винограда (например, вина), злаковых и продуктов из ферментированных злаков. Так, следы пчелиного воска, по-видимому, присутствовали в половине сосудов, и ученые предположили, что в них наливали медовые напитки (алкогольные напитки на основе меда), но достоверных доказательств этого им получить не удалось. Биомаркеры растительных масел встречались в 35 сосудах (возможно, в них находилось льняное, маковое или рыжиковое масло), а в трех из них, по-видимому, было оливковое масло; биомаркеры проса (или просяного пива) — в 18 сосудах, виноградного вина — в 16. Вино в поселение, скорее всего, ввозили из Средиземноморья, так как местные жители виноградарством не занимались (во всяком случае, археологических доказательств тому пока не нашли). Кроме того, в 39 фрагментах ученые нашли гопаноиды (биомаркеры алкогольных напитков за исключением вина). В двух образцах обнаружились биомаркеры березового сока. В некоторых образцах оказались биомаркеры как вина, так и других алкогольных напитков, что говорит о многократном использовании сосудов.

Ученые пришли к выводу, что жители поселения импортировали вино и оливковое масло, и пили довольно много разнообразных алкогольных напитков. Но их потребление зависело от статуса. Представители местной элиты пили ячменное пиво, напитки на основе березового сока и импортированное виноградное вино. Бедные люди довольствовались просяным пивом. Большое количество найденного в сосудах пчелиного воска может свидетельствовать о том, что жители Викса занимались пчеловодством.

Несколько лет назад археологи закончили изучение погребения знатной женщины из кельтского поселения Хойнебург на территории Германии. В ходе исследования, помимо прочего, удалось точно датировать захоронение, 583 годом до нашей эры. Ученым помогли годовые кольца на деревянных брусьях, из которых была сложена погребальная камера.

В Англии нашли раннесредневековое девиантное захоронение молодой девушки