Кембриджский
археологический журнал Antiquity опубликовал
итоги раскопок «Кельтской плиты» — погребения знатной женщины близ городища Хойнебург, кельтского центра VI века
до нашей эры, на территории Германии. Беспрецедентность раскопок состоит в том, что погребение было изъято из
земли целиком вместе с грунтом в виде единого блока (отсюда и название
проекта: Keltenblock, буквально «кельтский блок») и изучалось в лаборатории.
Хойнебург (земля Баден-Вюртемберг) систематически изучается с 1950-х годов. Исследователи относят это городище к западной гальштатской культуре, известной как своими богатыми погребальными комплексами, так и торговыми связями со всей Европой. В поселениях и некрополях этой культуры обнаруживаются артефакты и технологии, купленные и перенятые у греков и этрусков, а также предметы, вывезенные с северо-востока континента, в том числе, янтарь.
В 1990-х археологи пришли к выводу, что Хойнебург — лишь часть огромного комплекса площадью около 100 гектаров, и начали раскопки вокруг городища. В 2005 году в некрополе Беттельбюль, расположенном восемью километрами южнее Хойнебурга, было найдено богатое детское погребение, и там же в 2010-м — взрослое. Его-то и вырезали из грунта блоком 6х7х1 метр.
Основное погребение принадлежало женщине 30-40 лет. Инвентарь, найденный вместе с останками, оказался чрезвычайно богат: золотые и бронзовые украшения (фибулы, подвески, серьги, шарики), предметы из гагата и янтаря (подвески, бусы) и кости, а также уникальный предмет — бронзовый шанфрон, часть конского
. Примечательно, что золотые фибулы из детского погребения стилистически идентичны фибулам из взрослого. Более того, они копируют образцы ювелирного искусства, произведенные в Центральной Италии в VII веке до нашей эры.
Особую ценность для археологов представляют брусья дуба и белой пихты, из которых сложена погребальная камера: оба эти вида деревьев широко используются для построения плавающих и абсолютных дендрохронологических шкал (короткий и внятный текст о положении дел в этой дисциплине см. здесь). Благодаря брусьям удалось точно датировать погребение: это 583 год до нашей эры. Таким образом, археологи существенно углубили представления о развитии поздней гальштатской культуры и ее преемницы — латенской. В обеих культурах очень примечательны богатые детские и женские погребения, наблюдаемые во всем северном кельтском ареале — от некрополя Викс во Франции до некрополя Стична в Словении. Погребение из некрополя Беттельбюль — самое раннее в этой череде.
Также 20 января на острове Джерси завершилась расчистка клада из 68 тысяч монет — другого крупного археологического памятника, связанного с культурой древних кельтов. Клад, скорее всего, принадлежал кельтскому племени куриосолитов (Curiosolitae), упоминаемых Цезарем в «Записках о галльской войне». Сокровище закопали в землю в середине первого века до нашей эры. Подробнее о нем можно прочитать в нашем материале.
Юлия Штутина
Дефицит натрия увеличивает выработку гормонов ангиотензина-II и альдостерона, которые заставляют нас потреблять продукты, содержащие соль. Чтобы сигнал прошел успешно, необходимо совместное действие ангиотензина и чувствительных к альдостерону нейронов NTSHSD2, подробную схему работы которых изучили американские ученые из Медицинского центра Бет-Изрэйел. Работа опубликована в журнале Neuron.