Карантин в школах Томска предупредил каждый третий случай гриппа

Закрытие школ на карантин во время эпидемий сезонного гриппа показало свою эффективность на примере Томска. Согласно исследованию, опубликованному в Proceedings of the National Academy of Sciences, эта мера не только сокращает количество контактов среди школьников и членов их семей, но и оказывает косвенное влияние на гораздо более широкий круг людей. Авторы подсчитали, что карантин в школах предупредил каждый третий случай гриппа в городе в сезон 2015–2016 года.

Дети школьного возраста особенно уязвимы при эпидемиях гриппа и играют важнейшую роль в распространении этой инфекции. В частности, это было показано на примере пандемии гриппа H1N1 2009 года (1, 2). Ученые замечали, что когда школы не работают (например, во время каникул), интенсивность передачи гриппа на уровне всей популяции существенно снижается. С учетом того, что изготовление вакцин и иммунизация населения требует существенного времени, закрытие школ и детских садов рассматривается как одно средств замедления распространения пандемий.

Несмотря на то, что в ряде стран, включая Россию, Японию и Болгарию, закрытие школ для борьбы с эпидемиями гриппа (и не только гриппа) применяется на практике, эффективность этого метода является предметом споров. С одной стороны, имеются доказательства того, что во время каникул и выходных количество контактов между школьниками сокращается, а число заражений инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем, падает. Однако нельзя быть уверенным, что при закрытии школы на карантин по поводу эпидемии гриппа ученики и взрослые люди будут вести себя так же, как во время каникул и отпусков. Чтобы оценить эффект таких мер, требуются специфические данные, которые отражают взаимодействия людей именно в таких условиях.

В России краткосрочное закрытие школ (обычно на одну неделю) в ответ на начинающуюся эпидемию гриппа  – стандартная мера профилактики. Мария Литвинова (Maria Litvinova) и Куан-Хуи Люк (Quan-Hui Liuc) из Лаборатории моделирования биологических и социотехнических систем Северо-Западного Университета в Бостоне решили воспользоваться этим обстоятельством, чтобы узнать, как контактируют люди во время таких превентивных мер.

Ученые провели исследование в Томске во время сезона гриппа 2015–2016 года. Для исследования были рекрутированы 450 учеников двух школ и членов их семей. Авторы собирали данные во время обычной работы школ и после их закрытия на карантин. Все участники исследования вели дневники контактов с другими людьми (под контактом подразумевалось живое общение не короче пяти слов).

Авторы проанализировали информацию о 7009 контактах участников исследования. Во время обычной работы школ наибольшее среднее количество контактов в день было у школьников (14,2), за ними шли взрослые работающие (11,2) и взрослые неработающие (6,9). При закрытии школ на карантин ситуация менялась: для школьников этот показатель падал до 6,7, для работающих людей – до 8,7. Последнее было обусловлено в том числе и тем, что в период карантина количество работающих, которые сообщали об отсутствии контактов во время рабочего дня, выросло на 23,2 процента. На неработающих карантин в учебных заведениях сказывался мало.


Во время карантина больше всего сократилось число контактов школьников с другими детьми (на 75 процентов). Отмечалось уменьшение общения во время досуга (на 61 процент), а также вдвое уменьшилось число контактов за пределами семьи. В то же время, выросло количество контактов школьников с домашними (на 40 процентов) и родственниками, живущими в других местах (на 119 процентов). Работающие люди стали на 26 процентов меньше соприкасаться с людьми 19–59 лет. Члены этой группы контактировали с коллегами на 35 процентов меньше, чем до карантина в школах, независимо от места работы.

Авторы предположили, что закрытие школ на карантин может оказывать косвенный эффект на более широкий круг людей, например, за счет общения на работе. Чтобы подтвердить это предположение, они разработали симуляцию динамической модели сетей контактов в популяции из 515202 человек (население Томска), подразумевая одновременный карантин во всех школах города.

Согласно полученным результатам, стратегия закрытия школ на карантин в Томске в 2015–2016 годах сильно сократила заболеваемость гриппом: один из трех случаев болезни в городе был предотвращен этим методом. Модели ученых также показали, что эта мера снижает и общее количество пропущенных детьми учебных дней.

Авторы отмечают, что, поскольку для сравнения нет данных аналогичных исследований, проведенных в другом культурном окружении, нельзя точно сказать, насколько справедливы результаты этой научной работы для других стран и регионов. Соответственно, нельзя предсказать, какой эффект может дать прямое заимствование российской модели карантина в школах в других странах.

Ранее ученые обнаружили, что больные гриппом, страдающие ожирением, дольше способны заражать других. Наш материал «Передай другому» будет интересен тем, кто хочет хорошо разобраться в вопросе гриппа.

Андрей Украинский

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.