Роботов можно научить выражать иронию, таким образом они могут повышать свою привлекательность в глазах людей, выяснили немецкие ученые. Они научили робота произносить ироничные реплики в ответ на слова человека, а также сопровождать их мимикой. Исследование было представлено на конференции AAMAS 2019.
Взаимодействие человека с роботами (Human-robot interaction, HRI) — одна из важнейших областей современной робототехники. Специалисты в этой сфере изучают особенности восприятия роботов людьми, а также работают над тем, чтобы с помощью программного и аппаратного обеспечения сделать роботов более привлекательными, вызывающими доверие, безопасными. К примеру, в прошлом году американские ученые провели большое исследование, в котором они определили наиболее характерные черты лица современных роботов, а также выяснили, какие из них наиболее критичны для создания дружелюбного робота. Кроме пассивных особенностей, таких как черты лица и общая конструкция, людям также крайне важны поведенческие факторы, особенно манера разговора.
Исследователи из Университета Аугсбурга под руководством Элизабет Андре (Elisabeth Andre) научили робота выражать иронию в разговоре, причем как с помощью самой речи, так и с помощью мимики. Авторы работы воспользовались уже существующим роботом Reeti. Он имеет статичный корпус с подвижной головой и лицом, способным к мимике: с двигающимся ртом, глазами, веками и ушами. Кроме того, на щеках у робота есть светодиоды, но исследователи не использовали их в своей работе.
Работа алгоритма устроена следующим образом. Сначала робот получает фразу от человека. В экспериментах авторы использовали не систему распознавания речи, а живого оператора, вводящего текст вручную. После этого алгоритм обработки естественного языка анализирует фразу человека и ищет в ней слова, имеющие антонимы. Если же антонимы подобрать не удается, система инвертирует главный глагол в предложении, добавляя к нему слово «нет» или подобное.
Кроме того, алгоритм добавляет в новое предложение слова с преувеличивающим, преуменьшающим, а также ярким позитивным или негативным значением, например, «Супер!» или «Едва». Помимо использования самих слов в предложении робот также выражает иронию, акцентируя внимание на некоторых ключевых словах с помощью ударения и интонации. Наконец, помимо работы над речью алгоритм также составляет список мимических движений, помогающих выразить иронию, это, например, улыбка или взгляд в сторону.
Исследователи проверили свою разработку на 12 добровольцах, которые общались с роботом на простые темы, а затем оценивали его ответы по нескольким критериям. Все добровольцы общались с двум идентичными роботами, один из которых давал ироничные ответы, а другой - обычные. Анализ результатов показал, что люди в целом оценивали робота с ироничным поведением как более привлекательного, хотя статистически значимые различия они обнаружили только для метрики, отражающей, насколько робот соответствует стремлению человека к саморазвитию (Hedonic quality stimulation, HQS). Также статистически значимые различия были в оценке иронии и юмора робота.
Ранее мы рассказывали о других аспектах взаимодействия людей и роботов, исследованных учеными. К примеру, выяснилось, что люди подвергают роботов расовой дискриминации, предпочитают роботов, допускающих мелкие ошибки в своих действиях, а также любят, когда их крепко обнимает мягкий робот, отпускающий их сразу же после того, как это сделали они сами.
Григорий Копиев