Чомги синхронизировали начало насиживания яиц с чайками-защитниками

Чомги научились пользоваться присутствием озерных чаек и черных болотных крачек, чтобы защищать свои гнезда, сообщается в журнале Biological Communications. Для этого чомги, гнездящиеся на берегах Финского залива, устроили гнезда рядом с колониями чаек и крачек, и «сдвинули» время инкубации яиц, чтобы высиживать их в то же время, что и соседи.

Чомги или большие поганки (Podiceps cristatus) — перелетные водоплавающие птицы, которые обитают в Евразии (за исключением ее северных областей), Австралии, Новой Зеландии и в некоторых районах Африки. В марте-апреле чомги возвращаются с юга в места гнездования, а в конце мая–начале июня чомги начинают насиживать яйца. Гнезда они устраивают в прибрежных зарослях камыша, куда сложно добраться хищникам, а если камыша нет, они делают плот на открытой воде. Если поблизости устраивают свою колонию чайковые, чомги предпочитают гнездиться среди них. В этом случае чайки защищают от хищников как свои гнезда, так и гнезда чомг, но при этом могут воровать у них яйца.

Орнитологи из Санкт-Петербургского государственного университета Эльмира Зайнагутдинова (Elmira Zaynagutdinova) и Юрий Михайлов (Yuriy Mikhailov) разобрались в том, как чомги, устроившие гнезда в колониях чаек, защищаются от хищников. Период насиживания у них дольше (22–29 дней), чем у озерных чаек (22–26 дней) и черных болотных крачек (18–22 дня), поэтому какое-то время их гнездовья должны оставаться беззащитными.

Исследователи наблюдали за птицами в заказнике Северное побережье Невской губы в мае–июле 2013 года. Чомги устроили колонию (21 гнездо) на открытой воде рядом с колониями озерных чаек (Larus ridibundus) (12 гнезд) и черных болотных крачек (Chlidonias niger) (42 гнезда). Кроме того, исследователи изучали три колонии чомг, состоявшие из 32, 43 и 12 гнезд в прибрежных зарослях камыша. Ученые зафиксировали даты начала насиживания яиц и размер кладки.

Оказалось, что чомги, устроившие гнезда рядом с чайками и крачками, синхронизировали начало инкубации и начали насиживать кладку одновременно с двумя другими видами птиц. «Инкубация всех трех видов в двух соседних исследуемых колониях началась в одни и те же даты — 27 мая. Это позволило чомгам гнездиться под покровительством, а значит — защищать гнезда от хищников так же эффективно, как и в зарослях тростника», — говорит Эльмира Зайнагутдинова. При этом поганки, гнездившиеся в камышах, начали насиживать кладку в среднем на пять дней раньше.

Исследователи также выяснили, что чайки и крачки не воровали заметное количество яиц у чомг. Размер кладки у чомг, обитавших на открытой воде (в среднем 3,4 яйца) и в прибрежных зарослях (в среднем 3,6; 3,7 и 3,9 яйца) различался незначительно.

Ранее орнитологи заметили, что самцы больших синиц, устраивая гнезда, выбирают соседей, похожих на себя по характеру. Более робкие и пугливые птицы предпочитают гнездиться в окружении осторожных особей, а более смелые, наоборот, в окружении более активных птиц.